Поиск по сайту
Новости

Правовая азбука: потерпевший в уголовном производстве - Украинский Хельсинский союз по правам человека

Олег Шинкаренко Как всегда начнем с определения. Потерпевшей в уголовном производстве является физическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также юридическое лицо, которому уголовным правонарушением причинен имущественный вред. А когда именно гражданин приобретает статус потерпевшего? Например, чем я могу доказать, что я пострадавший? Надо какие-то синяк показать или пустой кошелек, что ли? Как меня могут признать в полиции пострадавшим?

Олег Шинкаренко Как

Олег Шинкаренко: есть заявление. А кто поверит моему заявлению? А вдруг я ее сфальсифицировал?

Елена Сапожникова: А ты можешь, Олег, да? Виктория, вот такой вот клиент сложный.

Олег Шинкаренко: Просто ей доверяют автоматически? Если ты потерпевший, сразу все тебе верят, и начинается арест обидчика, и так далее.

Виктория Петрук: Вы в своем заявлении о совершении преступления или о привлечении вас пострадавшим доказать, предоставить доказательства, подтверждающие, что вам нанесен этим преступлением вред имущественный, моральный, физический. То есть, возможно, действительно показать синяк или заключение врача о том, что вас избили, если речь идет об избиении, или о нанесении телесных повреждений.

Олег Шинкаренко: Очевидно, что еще, видимо, какие свидетелей, а как же я докажу, что именно кто-то конкретный меня побил или ограбил?

Виктория Петрук: На стадии, когда вас признают потерпевшим, приводить с собой свидетелей в полицию и говорить, что вот эти люди могут подтвердить, что я потерпевший, необязательно. Это делает следователь уже во время досудебного следствия, вызывает свидетелей и пытается собрать еще больше доказательств, подтверждающих, что совершено преступление.

Олег Шинкаренко: А если я гражданин другого государства? Как тогда можно получить статус потерпевшего? Надо паспорт показать?

Виктория Петрук: О граждан других государств, закон вообще не отделяет их от граждан Украины. Главный признак потерпевшего - это опять же то, что ему нанесен ущерб уголовным правонарушением.

Олег Шинкаренко: Ясно. Есть у нас такая история, как сообщает Волынская служба новостей, во вторник 11 апреля во сессионном зале Луцкого райсовета 49-летний председатель РГА Игорь Ярмольский побил 36 -летнего депутата райсовета, члена одной из политических партий. За медицинской помощью пострадавший не обращался. По данному факту следователи начали уголовное производство по ч. 1 ст. 125 Уголовного кодекса Украины. Речь идет о умышленное легкое телесное повреждение. Интересно, а что может угрожать чиновнику такого высокого уровня за подобное преступление? И какие права в этом случае имеет пострадавший?

Виктория Петрук: В общем, согласно Уголовному кодексу Украины, умышленное легкое телесное повреждение карается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок до 200 часов или исправительными работами на срок до одного года.

Умышленное легкое телесное повреждение карается штрафом до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Олег Шинкаренко: Скорее всего, он таки этого наказания избежит, как Вы думаете? Просто что-то скажет судьи, судья там пидмахлюе - и все.

Елена Сапожникова: Олег, чего сразу пидмахлюе?

Виктория Петрук: Решать судьи.

Елена Сапожникова: Судебный процесс у нас справедливый и объективный, который выясняет истину в процессе.

Виктория Петрук: И которая не считается с тем, кто совершил преступление.

Виктория Петрук: И которая не считается с тем, кто совершил преступление

Елена Сапожникова и Олег Шинкаренко

Елена Сапожникова: Беспристрастный, то есть объективность там еще будет. Я думаю, что здесь основное помнить, что когда-то произошло, вы можете даже не понимать, что вы пострадавшим в уголовном производстве. Вам не нужно этого понимать, у вас должна быть какая-то боль или физическая или душевная, которая вам не дает покоя, и эта боль скорее всего и заставляет человека двигаться с заявлением в отделение полиции. И там уже полицейские квалифицируют эту вашу боль, или как материальный ущерб, или как моральный вред, или как физическую и вам подсказывают как лучше это сформулировать.

Виктория Петрук Что интересно, Уголовный процессуальный кодекс предусматривает, что если в заявлении признания лица потерпевшим следователь не будет видеть признаков нанесения лице повреждений или иного вреда, то он даже может отказать в признании потерпевшим. И это процессуальное решение можно обжаловать в порядке предусмотренным законодательством. Такой вариант возможен.

Олег Шинкаренко: То есть, даже если ты принесешь какие-то документы из больницы, какие данные обследования, все равно могут не признать?

Виктория Петрук: Теоретически это возможно.

В большинстве случаев не так легко получить статус потерпевшего.

Елена Сапожникова: Виктория, я бы сказала даже не теоретически, а практически. В большинстве случаев, в адвокатской практике, я могу сказать, например, у меня, не так легко получить статус потерпевшего. Поскольку после того, как заявление попадет в полицию, месяца пройдут пока проверят полицейские информацию, в заявлении заложена, и затем только, возможно, появится шанс стать потерпевшим, если лицо не передумает. Потому что после месяцев такого длительного ожидания, когда человеку позвонит полицейский и следователь и скажет: «спасибо, что Вы сообщили нам о таких ужасных вещах, и мы Вас решили признать потерпевшим, придите к нам и скажите, как все было». То есть, человек во многих случаях просто теряет интерес к этому делу и просто говорит: «Я уже ничего не хочу вам рассказывать и пострадавшим не хочу, отстаньте от меня, если хотите то расследуйте, но уже без меня».

Виктория Петрук Если подойти к практической стороны дела, то обычно человеку, подавшему заявление, ей, в принципе, никто звонить не будет и сообщать о совершении процессуальных каких-либо действий, например, о привлечении ее, как потерпевшего, тоже не будет. Очень часто бывает, что человек просто впускает момент, когда она была признана потерпевшим, когда у нее появились процессуальные права делать что-то в уголовном производстве. Она через некоторое время решает поинтересоваться, что же там ее заявлению, а ей сообщают, что уголовное производство давно закрыто и восстановить его практически невозможно.

Олег Шинкаренко: А что делать, чтобы этого не произошло? Как не упустить момент? Какая вообще может быть стратегия поведения после того, как ты подал заявление о преступлении, о том, что тебя избили или ограбили?

Виктория Петрук Мы в общественной приемной, как правило, советуем сразу установить связь со следователем, на которого расписана дело.

Олег Шинкаренко: А что это значит? Как это сделать?

Виктория Петрук Вы можете требовать в канцелярии информацию.

Олег Шинкаренко: есть телефон следователя, персонально?

Виктория Петрук: Иногда дают, даже персональный номер телефона следователя.

Олег Шинкаренко: Что потом делать с этим телефоном?

Виктория Петрук: Требовать встречи, как минимум, или для начала хотя бы поговорить со следователем о том, какие он планирует следственные действия делать в деле. Возможно, предложить что-то от себя, опросить каких свидетелей и так далее, а еще лучше перед походом к следователю подготовить письменное заявление, в котором изложить все просьбы к следователю. На самом деле, потерпевший достаточно много прав. Он имеет право представлять доказательства, заявлять и отводить ходатайства. Отвод может быть следователя и судей дальнейших.

Елена Сапожникова: Отвод, то есть мы так упростим информацию, объяснив это слово, - он может сказать, что я не доверяю этому следователю и хочу другого.

Олег Шинкаренко: Это очень интересно. Как это сделать? И вообще, что может быть основанием для того, чтобы отвести следователя?

Виктория Петрук Если есть доказательства, что следователь является родственником лиц, против которых происходит уголовное производство, или против лиц, которых потерпевший называет преступниками. Это может быть в случае, если есть доказательства того, что следователь заинтересован в определенном дела, или он не является беспристрастным.

Олег Шинкаренко Что может быть такими доказательствами? Слухи может какие-то фотографии, они может где вместе пиво пьют с тем, кого назвали потенциальным преступником или обвиняемым?

Елена Сапожникова Если он с Викторией будет пить пиво, то это будет не доказательство, если он с Олегом Шинкаренко, журналистом, будет пить пиво, то это будет, возможно, в качестве доказательства, что, возможно, он какую-то информацию предоставляет. То есть, здесь действительно все субъективно, и начальник следственного отдела будет решать. Поскольку это не будет сам следователь решать, хотя если следователь воспользуется тем, что потерпевший не знает своих прав, он просто это заявление у пострадавшего даже не принимает, а если и возьмет, то выбросит в урну.

Олег Шинкаренко: А как предотвратить это? Чтобы он все же принял и не выбросил, что можно сделать?

Виктория Петрук: Во-первых, надо обратиться письменно, конечно. Письменно оформить все, что вы хотите от следователя. Во-вторых, законодательство предусматривает определенный порядок реагирования следователем по ходатайству лиц в уголовном производстве. То есть, по закону, в трехдневный срок после обращения следователь должен вынести мотивированное постановление об удовлетворении ходатайства стороны или отказ в удовлетворении.

Елена Сапожникова: Я бы могла дать такую практические советы, как адвокат, берите Ваше заявление и выполняйте в двух экземплярах и несите ее в канцелярию. На одном экземпляре Вашему пусть они ставят отметку о том, что они приняли в канцелярию Ваше заявление и вторую принимают себе. И с этим заявлением, где стоит отметка, Вы спокойно идете домой и знаете, что она принята и отсчитываете дни, затем запрос подаете: а что же с моим заявлением, ответ?

Виктория Петрук: На самом деле, можно даже не подавать повторное заявление к следователю с просьбой разъяснить, что там с Вашей заявке. Достаточно иметь этот экземпляр с отметкой канцелярии отделения полиции для того, чтобы обжаловать бездействие следователя в прокуратуру местную. То есть можно взять это заявление и пойти в прокуратуру, ставя перед ними вопрос: «почему, собственно, следователи ничего не делает с моим заявлением? Почему я до сих пор не получила / в реакции? »

Елена Сапожникова: Но в подтверждение, для более сильной позиции, я бы все-таки посоветовала обратиться к следователю: «Что с моим заявлением?». Поскольку, на практике бывают такие ответы, когда ты идешь жалуешься в прокуратуру: «что вот следователь такой негодяй не отвечает ...» Следователь в свое оправдание отвечает, что он направил, только по почте, и просто, возможно, «по почте к вам не дошел мой письмо ». То есть здесь все же нужно соблюсти таких формальных этапов, чтобы потом выглядеть более уверенно в прокуратуре или в суде, когда будете обжаловать действия следователя. Это уже будет конфликт, и здесь уже будет вопрос, хочет пострадавший создавать конфликтную ситуацию в уголовном производстве, поскольку чаще всего пострадавший идет по одной стороне со следователем и прокуратурой. Это почти как одна сторона, и в большинстве случаев они имеют «жить дружно».

Олег Шинкаренко Я, как журналист, много сталкивался с такими случаями, когда следствие не движется и пострадавшие постоянно на это жалуются, что они уже буквально сами расследовали это дело, следователь ничего не делает, ничего не двигается, прокуратура ничего не делает, суды не судят. И собственно, что остается гражданам, с помощью адвокатов, то урухомлюваты этот процесс. Так как Вы считаете, можно лучше всего это сделать? Например, как может этому помочь ваша общественная приемная?

Виктория Петрук: Мы помогаем с написанием соответствующих ходатайств к следователю, предоставляем такие же советы, которые мы только озвучили. Человек, уже обладая этой информацией, может самостоятельно обращаться в соответствующие органы, которые могут повлиять на следователя, в нашем случае это прокуратура. Вот, и также мы всегда вспоминаем об инструменте обжалования определенных действий или определенной бездействия следователя к следственному судье.

Олег Шинкаренко: Как к вам обратиться вообще? По какому адресу и каким телефоном?

Виктория Петрук: Мы находимся в Киеве на улице Фроловской, в доме под номером 3/34 Приемная наша находится на 4 этаже, а кабинет - под номером 70.

Елена Сапожникова Хочу подчеркнуть, что консультации бесплатны.

Виктория Петрук Телефон мобильный: 094928 65 19. На самом деле, мы не волшебники. Мы не можем забежать в кабинет к следователю, топнуть ногой и сказать: «ну бегом, давайте двигайте дело». Предоставляем информацию, предоставляем образцы документов, необходимых для обращения, ну, и всячески поддерживаем людей, пострадавших от уголовного преступления.

Елена Сапожникова: Нужно помнить, что признание потерпевшим дает Вам не только моральную сатисфакцию, но и материальную впоследствии, поскольку Вы тогда имеете право подать гражданский иск по уголовному производству, только если Вы пострадавшим.

Виктория Петрук: Гражданский иск - это иск о возмещении вреда, причиненного преступлением. Он подается до передачи дела в суд, но после того как обвинительный акт составлен и подписан прокурором. То есть надо не упустить важный момент, когда можно обратиться с гражданским иском. Собственно, при рассмотрении уголовного дела, суд вместе с вопросом осуждать человека, или нет, выносить обвинительный приговор, выносить оправдательный приговор, решает вопрос, и в этом, собственно, возмещение вреда, причиненного преступлением. Например, у нас была в приемной женщина, у которой во время нападения на нее сорвали золотую цепочку с шеи, что, собственно, и было предметом расследования, и суд обязал преступников возместить ущерб, то есть вернуть стоимость этой цепочки.

Олег Шинкаренко: А насколько реально вообще возместить какую-то финансовую вред? Но как я знаю, у преступников денег нет, и государство просто не может никаким образом получить от них.

Елена Сапожникова: Олег, все же, будет эта сумма оплачена, и в большинстве случаев, я хотела бы сказать, что даже не доходит до обвинительного приговора. На стадии судебного следствия в суде, сторона обвиняемого для того, чтобы немного смягчить себе свою судьбу в будущем, если он признает, что это он сорвал цепочку. И уже компенсирует и на счет, сначала суд, они перечисляются, а уже потом на счет пострадавшего эта сумма уплачивается. Поэтому в таких случаях, где это или цепочку это, кольцо или какие-то такие мелкие вещи, то они возмещаются сразу в судебном разбирательстве.

Олег Шинкаренко: Иногда потерпевшие могут влиять на ход дела радикальным образом. Журналист Игорь Никорович рассказывает о процессе в Коломыйском районном суде. Леонтия Шимчука, бывшего директора Снятинского дома-интерната, обвиняли в покушении на жизнь общественного активиста, заместителя председателя Снятинского районного объединения ветеранов-«афганцев», заместителя директора территориального центра социального обеспечения Дмитрия Сидлярчук. По версии следствия, именно подсудимый в августе прошлого года установил во дворе господина Дмитрия гранату РГД -5 на растяжке. Она взорвалась, но жертве удалось выжить, хотя человек и получил многочисленные осколочные ранения. И произошла редкая для таких преступлений вещь - правоохранителям удалось вычислить и задержать «минера». Уголовное производство было передано для рассмотрения в Коломыйского горрайонного суда и 7 апреля состоялось подготовительное заседание, на котором пострадавший заявил об отводе судейской коллегии.

Главным поводом для недоверия стало ее решение от 17 марта об изменении меры пресечения Шимчука с содержания под стражей на круглосуточный домашний арест. «Учитывая пенсионный возраст, наличие постоянного места жительства, к уголовной ответственности привлекается впервые, неудовлетворительное состояние здоровья и прокурором доказано недостаточность применения более мягких мер для избежания рисков», - говорится в соответствующем постановлении.

И пострадавший с этим не согласен. Во-первых, подсудимого обвиняют в тяжком преступлении, за которое предусмотрено довольно длительное заключение. Во-вторых, даже без права покидать собственное жилье он будет иметь больше возможностей для общения, причем неконтролируемого, с другими лицами и риски попыток влияния, если не на потерпевшего, то по крайней мере на свидетелей.
Хотя в постановлении суда по поводу отвода судей аргументы Сидлярчук был назван надуманными и безосновательными, однако чтобы у пострадавшего не возникло сомнений в объективности процесса, заявление о двух судей было удовлетворено и теперь встал вопрос о формировании новой коллегии для рассмотрения этого производства. Почему потерпевший такой мощный влияние на судебный процесс, который может даже отводить судей?

Виктория Петрук: Много причин этому, здесь можно пофилософствовать, подумать. В общем, опять же, вопросы гражданского иска: «будет лице вообще возмещено жаль за то, что совершено преступление?» Кто, как не потерпевший влиять на то, чтобы судебное разбирательство было проведено максимально объективно, максимально прозрачно, максимально правдиво и привести к результатам, которых он хотел бы достичь ?!

Олег Шинкаренко: По моему мнению, это как-то слишком легко произошло, судей отведут только за то, что они сняли с него арест и перевели на домашний арест.

Виктория Петрук: На самом деле, действительно, выглядит так ...

Елена Сапожникова: Олег, здесь не все так просто. Смотри, там есть такой момент в процессе, когда судьи принимавшим участие уже при вынесения решения в отношении ЭТИХ лиц. То есть, если уже в отношении этого лица судья выносил решение, этот вопрос можно поднимать как то, что судья уже предвзяты. То есть однажды судья уже вынеся какое-то решение, то он его Рассматривает или как белое, или как черное. То есть он уже один раз сделал оценку этому лицу, и есть если бы угроза том, что на этот раз он может даже не вчитываясь в материалы дела, просто помня свою оценку предварительную по другому делу не связанному или может связанной, но других оснований, вынести такое же решение. Я думаю, что здесь не надуманная и не очень легкая, а такая довольно объективная причина. Виктория, как считаешь?

Виктория Петрук: Да, есть определенные риски конечно участия судьи вновь в том же производстве, конечно.

Елена Сапожникова: Хотелось бы отметить, что потерпевшим может быть не только лицо, непосредственно пострадала. Потерпевшими могут признаваться родные. Если это, например, убийство, лицо умершего не может быть потерпевшим, так как ее нет на этом свете. Тогда родные признаются потерпевшими, родным просто нужно об этом помнить, понимать и также не забывать, что они имеют те же права, как и вроде бы нанесен ущерб непосредственно им.

Олег Шинкаренко Если Вас признан потерпевшим, самое время обратиться к адвокату, например к бесплатного адвоката сети общественных приемных Хельсинского союза по правам человека.

А когда именно гражданин приобретает статус потерпевшего?
Например, чем я могу доказать, что я пострадавший?
Надо какие-то синяк показать или пустой кошелек, что ли?
Как меня могут признать в полиции пострадавшим?
А кто поверит моему заявлению?
А вдруг я ее сфальсифицировал?
Как тогда можно получить статус потерпевшего?
Надо паспорт показать?
Интересно, а что может угрожать чиновнику такого высокого уровня за подобное преступление?
И какие права в этом случае имеет пострадавший?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru