Поиск по сайту
Новости

Астроном 17-го века, который сделал первый атлас Луны

В коллекции редких книг Хантингтонской библиотеки в Сан-Марино, Калифорния, большой том, перевязанный ниткой, находится в коробке из слоновой кости, которая выглядит так, словно она была из пекарни. В какой-то момент книга принадлежала Эдвину Хабблу, который показал, что галактики существуют за пределами нашей собственной, и что вселенная расширяется, среди прочего, в близлежащей обсерватории Маунт-Уилсон. Между хорошо потертыми кожаными досками я нахожу некоторые из первых подробных карт лунной поверхности, проиллюстрированных и выгравированных в 17 веке. Когда я аккуратно помещаю том обратно в коробку, обложки оставляют на кончиках пальцев светло-коричневый осадок - небольшой остаток от стремления одного человека укротить луну.

Книга под названием Selenographia была создана, пожалуй, самым инновационным польским астрономом со времен Коперника. Но Йоханнес Гевелиус, как мы его называем в англоязычном мире, был несколько более забыт среди великих ученых истории. Selenographia была первой книгой лунных карт и диаграмм, широко освещающих различные фазы луны. Более чем за 300 лет до того, как люди вышли на поверхность Луны, Гевелий документировал каждый кратер, склон и долину, которые он мог видеть своим телескопом. Он провел эти наблюдения, а также другие для всестороннего звездного каталога, используя свое собственное оборудование в самодельной обсерватории на крыше.

Селенография, опубликованная в 1647 году, сделала Гевелия знаменитостью. Итальянский астроном Никколо Цукки даже показал копию книги папе. Конечно, как и Коперник до него, Гевелий считал, что Земля вращается вокруг Солнца. И согласно Иоганн Гевелиус и его каталог звезд Папа Иннокентий X, опубликованный издательством Brigham Young University Press, сказал, что Selenographia «была бы книгой без параллелей, если бы ее не написал еретик».

**********

Гевелий родился в 1611 году в Данциге, на побережье Балтийского моря в тогдашнем Королевстве Польском. Сегодня сказочный портовый город известен как Гданьск. В Старом городе у церкви Святой Екатерины стоит статуя усатого мужчины с заостренной бородой, пристально смотрящего в небо и держащего устаревшие астрономические инструменты. Надпись гласит: «Ян Хевелиуш».

Статуя Иоганна Гевелия в Гданьске, Польша. ( Claus-Joachim Dickow / Wikicommons через CC BY-SA 3.0 DE )

Отец Гевелия ожидал, что он станет бизнесменом в семейной торговле пивоварением, и в 19 лет он пошел изучать право в Лейденском университете. Он вернулся в Гданьск в 1634 году и стал торговцем, в конце концов поступив на государственную службу в качестве городского советника, а затем мэра. Но Петр Крюгер, учитель, который познакомил Гевелия с астрономией, вновь зажег небесное стремление в юноше. На смертном одре Крюгер призвал Гевелия посвятить свою жизнь астрономии - словам, которые вызвали выдающуюся карьеру.

В 1641 году Гевелий построил обсерваторию на крышах трех смежных домов, которые он владел в Гданьске. Учитывая его значительное богатство от семейного пивоваренного бизнеса, он буквально вкладывал свои пивные деньги в науку. Когда он и приобрел, и создал сложные астрономические инструменты, этот «Звездный замок» стал одной из величайших обсерваторий в Европе того времени. Уважаемые посетители, такие как Эдмонд Халли, чьи многочисленные достижения включают в себя предсказание возвращения кометы, носящей его имя, пришли посетить и встретиться с Гевелием за сотни миль от других эпицентров астрономии в Париже и Лондоне.

Картирование луны было одним из первых крупных начинаний Гевелия. Морские державы в то время отчаянно искали способ измерения долготы в море, и считалось, что луна может дать решение. Идея заключалась в том, что во время лунного затмения, если моряки наблюдали тень луны, пересекающую определенную точку на поверхности в 15:03, но они знали, что в другом месте, например в Париже, такое же пересечение произойдет в 3 часа: 33 вечера, тогда они могли рассчитать свои градусы долготы вдали от известного местоположения города. Однако для того, чтобы техника стала возможной, потребовались бы более точные лунные карты (и из-за практических вопросов использования большого телескопа на катящемся корабле по-настоящему надежный способ расчета долготы в море не был бы достигнут, пока не будет изобретено морской хронометр).

После долгих ночей на крыше, вглядываясь в свои телескопы, Гевелий сделал несколько предварительных рисунков и гравюр. Он отправил их другу и коллеге-астроному из Парижа, Петру Гассенди, который также интересовался картированием Луны. Гассенди был поражен качеством работы Гевелия, и он умолял его продолжить проект.

«Вы одарены такими превосходными глазами, которые действительно можно назвать« глазами рыси », - писал Гассенди, согласно Иоганн Гевелиус и его каталог звезд ,

Ободренный, этот астроном с глазами рыси каждую ночь рисовал луну, а на следующее утро выгравировал ночные наблюдения на меди. Наконец, через пять лет он завершил эту работу публикацией Selenographia sive Lunae descriptio .

**********

Гевелиус не был первым, кто использовал телескоп для рисования луны. Другие до него включают Томаса Харриота и Галилея Галилея. Его карты с именными чертами были опубликованы через два года после карт Мишеля Флорента ван Лангрена. Но работа Гевелия отличается своей детализацией и эстетичностью, а его коллекция лунных карт считается первым атласом Луны.

Карта Луны с гравировкой Иоганна Гевелия. (Всеобщее достояние)

Selenographia содержит около 40 гравированных листов, показывающих луну на разных фазах. Набросок топографии показывает, что, поскольку в цикле освещается больше луны, объекты, видимые в одну ночь, находятся не в том же месте, что и в следующую. Гевелий также включал наблюдения Сатурна, Марса, Юпитера и того, что он считал «неподвижными звездами», в дополнение к описаниям и гравюрам на астрономических инструментах. Книга представляет современное состояние в телескоп астрономии в то время, по мнению историков Альберта Ван Хельдена и Мэри Дж. Винклер ,

Работа также отражает острый взгляд Гевелия на детали, а также его художественную чувствительность. В середине большой книги находится первая из нескольких коронных драгоценностей - гравюры луны, которые покрывают двухстраничный разворот, похожий на центр. Справа внизу ангел смотрит в телескоп, а другой записывает записи. На противоположной стороне луны другая пара ангелов держит книгу и измеряет углы. Херувимы продолжают свои исследования на полях самых впечатляющих лунных карт Селенографии .

Гевелий назвал десятки особенностей на лунном ландшафте, но, несмотря на красоту и чудо его работы, большинство его имен для лунных характеристик перестали пользоваться популярностью. Ван Хельден и Р. Х. Ван Гент пост в эссе что система Гевелия была слишком сложной - он классифицировал особенности как континенты, острова, моря, заливы, скалы, болота, болота и множество других категорий, отражающих земной опыт. Такие имена были в значительной степени заменены усилиями Джамбаттисты Риччоли и Франческо Марии Гримальди, которые сотрудничали на топографических картах Луны, опубликованных в 1651 году. В этой более поздней работе было выделено меньше видов функций, описывающих плоские темные базальтовые области Луны как «Мария, Или моря. По воле судьбы Риккиоли по имени Маре Транквиллитатис - Море Спокойствия - где Аполлон-11 приземлился в 1969 году.

Но система Риччоли не начала развиваться до 18-го века. Более громоздкая схема Гевелия господствовала до конца его жизни, а затем и до некоторой степени. И хотя система Риккиоли в конечном итоге стала стандартом, небольшой контингент имен, которые Гевелий дал лунным характеристикам, все еще используется сегодня - например, «Альпы» для лунных гор.

**********

В то время как Гевелий использовал телескопы в своих усилиях по картографированию луны, новаторский астроном наносил на карту положения звезд без увеличения. По словам историка Альберта Ван Хельдена, почетного профессора в Университете Райса в Техасе и Утрехтского университета в Нидерландах, телескопы были предназначены Гевелию для открытия, а не для измерений. Таким образом, он был одним из наиболее традиционных астрономов того времени.

Таким образом, он был одним из наиболее традиционных астрономов того времени

Самый большой телескоп Гевелия. (Библиотеки Смитсоновского института)

Сильные чувства Гевелия к астрономии невооруженным глазом привели к знаменитой дискуссии со знаменитым английским эрудитом Робертом Гуком и первым королевским астрономом Джоном Фламстидом. В частности, прибор того времени, называемый секстантом, который измерял углы между небесными объектами или горизонтом, имел «прицел» или прицел на каждой руке. Гук и Фламстид утверждали, что использование телескопов для прицелов сделает измерения более точными, в то время как Гевелиус не согласен.

История в конечном итоге докажет, что Гевелий был неправ, но, тем не менее, его звездные каталоги были одними из самых точных в то время, не превзойденных как минимум четыре десятилетия. Окончательный каталог Гевелия включал более 1500 записей звездных положений и величин. На самом деле, сегодня есть исследователи, которые сравнивают карты Гевелия с современными измерениями, и, согласно одному анализу, его звездные величины не так уж далеки.

«Если бы Гевелиус потратил больше времени на анализ своих измерений и ошибок, а также ошибок [датского астронома] Тихо [Браге], он мог бы сделать важное открытие, что звезды на самом деле не зафиксированы, а медленно движутся», - утверждает Иоганн Гевелий и его каталог звезд ,

Но Иоганн Гевелиус не может взять на себя всю ответственность за эту работу. Его жена Элизабет занимает свое место в истории астрономии. Элизабет Купман, родившаяся в том же году, что и издание Selenographia, была, по крайней мере, на 35 лет младше Гевелия. Тем не менее, эти отношения между маем и декабрем дали Элизабет возможность работать на переднем крае астрономии, и она с энтузиазмом взялась за изучение звезд со своим мужем. Никто точно не знает, где началась ее работа и закончился ее муж, но гравюра показывает, что они оба работают вместе с секстантом - один выровняет инструмент со звездой, а другой сфокусирован на другой звезде, чтобы они могли измерить расстояние между ними. их.

их

Йоханнес и Элизабет Хевелиус вместе управляют большим секстантом из Machinae Coelestis . (Библиотеки Смитсоновского института)

Трагедия поразила их кропотливую работу 26 сентября 1679 года. Пока Элизабет и Йоханнес отсутствовали, кучер «оставил горящую свечу в конюшне и поджег все место», согласно отчету, воспроизведенному в Иоганн Гевелиус и его каталог звезд ,

Астрономические инструменты, записи и стопки рукописей сгорели, а обсерватория была в значительной степени разрушена. Но считается, что дочь Гевелия, Катарина, имела предвидение, чтобы спасти семейный рукописный Catalogus Stellarum Fixarum («Каталог Фиксированных Звезд»). Чудесным образом эта рукопись сумела избежать последующих взрывов и бомбардировок, пережив все, начиная с осады Данцига в 1734 году и до взрывов во время Второй мировой войны. Как Мария Попова пишет для своего блога Brainpickings «Этот странный феникс науки наконец-то прибыл в Университет Бригама Янга в 1971 году, где он оставался в безопасности от огня и серы в течение десятилетий с тех пор».

Хотя Гевелий надеялся опубликовать полный звездный каталог, он умер в 1687 году, незадолго до достижения этой цели. Его окончательный звездный каталог был опубликован в 1690 году под руководством его верного партнера в жизни, науке и наблюдении за звездами, Элизабет. Работа дает имена для десятков созвездий, которые все еще используются сегодня, в том числе Lynx - дань чудесному превосходному зрению Яна Хевелиуша из Данцига.

**********

Иоганнес и Элизабет Гевелий похоронены в одной гробнице в церкви Святой Екатерины в Гданьске, где они поженились, возле статуи Гевелия. Место, где жил Гевелий, покорно восстанавливая свою обсерваторию «Звездный замок» после пожара, больше не существует. По оценкам, 90 процентов города было разрушено во время Второй мировой войны. «Старый город» Гданьска сегодня был реконструирован, чтобы выглядеть так, как это было до 1793 года, и напоминает иллюстрацию города в одной из книг Гевелия.

Что касается Selenographia , библиотека Хантингтона под Лос-Анджелесом хранит копию своей исторической научной экспозиции, на которой также представлены влиятельные работы Николая Коперника, Исаака Ньютона и других, которые сформировали наш взгляд на вселенную. Копия Хаббла с ее отдельными обложками, которые оставляют пыль от какао-порошка, где бы они ни находились, доступна по запросу ученых, которые изучали карты, оставленные Гевелием миру более 300 лет.

«Копия« Селенографии »Хаббла использовалась астрономами на протяжении веков, - говорит Ван Хельден, - как хотел бы Гевелий».