Поиск по сайту
Новости

Степан Бандера: эпизоды революционной борьбы

Степан Бандера: эпизоды революционной борьбы 80 лет назад Степан Бандера был назначен краевым проводником ОУН и краевым комендантом УВО на западноукраинских землях. Это стало закономерным результатом всей предыдущей деятельности этой в то время молодой (1909 года рождения), но чрезвычайно энергичной, деловой и харизматической личности, чья преданность украинскому делу не вызывала сомнений ни у друзей, ни у врагов. Активный участник «Пласта» (и его детских и юношеских, и взрослых формаций), деятель студенческого движения, член подпольной ОУН ... Он произвел своим качествам большое впечатление на лидера ОУН и УВО полковника Евгения Коновальца, поэтому в 1932 году Бандера становится заместителем краевого проводника в декабре того же года - исполняющим обязанности проводника, а в середине 1933 года - самым краевым проводником, фактически - вторым человеком во всей организации.

Сегодня, когда на украинских националистов и лично на Степана Бандеру снова пытаются, как говорится, «навесить всех собак» и показать борцов за свободу Украины бездумными разбойника и стаями бандитов, стоит вспомнить те обстоятельства, в которых формировались личности этих националистов, и ранние этапы борьбы Бандеры и его генерации за свободу своей страны.

На почве вырос украинский радикальный национализм?

Галичина в то время с отсталой австрийской провинции с этническим доминированием поляков с территории, основную массу населения которой польские шовинисты пренебрежительно называли нацией «попов и холопов», уже превратилась в украинский Пьемонт, очаг национального духа, где происходили активные процессы национального самосознания. Значительную роль в подготовке таких процессов в течение XIX века сыграла национальная религиозная интеллигенция. Хотя в ее среде было немало представителей так называемого москвофильства, идеологии ориентации на Российскую империю, однако было значительно больше народников - идейных предтеч украинского национализма, которые считали украинский отдельным целостным народом, а не ответвлением русского этноса, как думали их оппоненты из москвофильского лагеря.

Галицкий поэт Василий Пачовський даже написал стихотворение «Сфинкс Европы», ставший для народников программным:

И мой дух, хоть вами проклятый,
Вечно бодрый, все упорный,
НЕ полягне и не умрет,
Вплоть Россию розидре:
Так на двое, так на двоих,
Москва то есть, а мы - то есть.

Народники получили историческую победу над москвофилами на территории Галичины, после чего москвофильство было там абсолютно маргинальная течение. Именно к народовского направления галицкой религиозной интеллигенции принадлежал отец Степана батюшка Андрей Бандера. Когда появилась Западно-Украинская Народная Республика, он вызвался добровольно к Украинской галицкой армии, где стал капелланом.

Чтобы понять, в каком духовной среде воспитывался и формировался будущий проводник украинских националистов, стоит прочитать строки летописца ОУН-УПА Петра Мирчука:

«Тогда-то, десятилетним мальчиком, Степан Бандера впервые увидел увлекательную величие возрождения нации. Он видел, с каким праздничным подъемом духа, с каким вниманием и благоговением возносили украинские крестьяне вверх сине-желтый флаг, символ восстановленной на западноукраинских землях 1 ноября 1918 украинского государства, с какой решительностью присягали они быть верными и хорошими гражданами украинского государства и защищать ее своей грудью перед всяким врагом. Видел, как охотно становились украинские крестьяне в ряды украинской армии и отходили на фронт, как мужественно принимали разлуку, может, и навсегда, со своими мужами украинские женщины, с гордостью объясняя своим детям, что их отец идет воевать за Украину. Эта трогательная и величественная картина возрождения страны, восстановления украинской государственности врезалась глубоко в молодую душу Степана Бандеры, как и многих других его современников, и вытеснила свою печать на его духовности ».

А потом были долгие годы тяжелого для Украинской господства победного польского шовинизма. Именно в Галичине в 1920 году бывшие (но сами они не считали себя бывшими) старшины армии УНР и Украинской галицкой армии создали Украинскую военную организацию - УВО, предшественницу ОУН. Ими руководили боль поражения и неудержимое стремление любой ценой завоевать государственную независимость для своего народа.

Одной из главных причин поражения национально-освободительной борьбы 1918-1921 годов они считали неспособность Центральной Рады и правительства УНР к эффективной работе в условиях острого противостояния со стороны внешних и внутренних врагов. Бесконечные распри и интриги депутатов Центральной Рады, демагогическая болтовня, безответственность и т.д. убедили военных в том, что только организация, построенная на активном жертвенном патриотизме ( «Получишь Украинское Государство или погибнешь в борьбе за него») и на железной армейской дисциплине, способна вернуть Украинский утраченную государство. Эти принципы становятся идейно-нравственной основой ОУН, возникшая 1929 года.

Партизанская борьба против оккупантов и ее огласка

Под руководством Бандеры ОУН в Галиции активизирует традиционные уже пропагандистские кампании и начинает серию карательных акций против представителей польской оккупационной власти. В частности, в 1934 году боевик ОУН Григорий Мацейко в Варшаве убил польского министра внутренних дел, генерала Бронислава Перацкого, ответственного за государственный террор против Украинской во время так называемой «зачистки». После этого против Бандеры и его соратников состоялся судебный процесс, оказал огромное влияние на сознание как украинского, так и польского общества. В частности, польское издание Wiadomości Literackie 15 декабря 1935 опубликовало статью Ксаверия Прушинского, где говорилось:

«Те люди убили, желая служить делу своего народа. Мы не думаем, что таким способом они ей хорошо служили. Успешно служат они ей только теперь: три четверти польской прессы, в течение семнадцати лет не хотели знать слова «украинский», в течение этих трех недель научились этого слова и уже его не забудут. А люди, которые не писали иначе, как о «гайдамаков», сегодня стесняются того глупого баналу ... 17 лет талдычили нам, что распространению, даже с помощью насилия, на окраинах польского языка равнозначно с Распространение польскости, прищиплюванням любви в Польшу. А вот здесь эти люди, хотя знают польский язык, не хотят говорить по-польски ... Учили нас, что целый и «Украина» является искусственным творением, которое исчезнет с последними следами австрийского государства, произведением которой она была. А между тем - это и «Украина» своей ненавистью к нам бухает сегодня сильнее, чем в прежние, беспокойных времен ... Надо, чтобы все в Польше застановилися над загадкой тех контрастов. Звидомлення из процесса печатают все дневники в Польше. Надо, чтобы мы длинной очередью прошли несмотря на скамью обвиняемых, чтобы заглянули глубоко в глаза этих ребят. Это должно было быть что-то важное, когда уклад взаимоотношений двух соседних народов и роль государства сумели уничтожить у этих людей увлечение молодости и жизнью и вместо того возродить мнение о вбивания и самопожертвование ... это не мальчики, не было денег на кино и на водку. Это парень, в душе которого укоренилась ежегодно припоминаний ненависть ноябрьских дней, гордая пренебрежение к польской «превосходства» и до оспаривания ему даже права на национальное имя ».

А орган польских народников Prosto z mostu напечатал статью «Дело важнейшая из важных», в которой отмечалось:

«Мы, польские народники, имеем обязанность громче говорить о том, что существует украинский народ, что он живет и борется за свое право на жизнь. Именно мы должны понимать и ценить героическое усилие украинского народа, который на протяжении сотен лет не имеет своей государственности, его русифицируют, полонизують, раздирают, а он всегда продолжается. Пусть украинских националистов будет только горстка, однако напряжение жертвенности, посвящения и героизма той горстки такое имеется большое, что его хватает не только на то, чтобы воскресить, а также создать нацию ».

На этом процессе Степан Бандера был приговорен к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением. Во время немецко-польской войны В 1939 году он вышел из польской тюрьмы и возглавил революционное крыло ОУН. Но это уже была другая эпоха, и действовал в ней уже другой Бандера - тот, что уже стоял на краю смерти и прошел испытания тюрьмой.

Мазепинцы, петлюровцы, бандеровцы ...

Как известно, идейно-политические оппоненты освободительной борьбы украинского склонны отождествлять эту борьбу за государственную независимость с наиболее яркими и символическими фигурами национального сопротивления. Поэтому в течение почти двух веков сторонников самостоятельности Украины называли мазепинцами, в начале XX века - петлюровцами и с половины прошлого века и до наших дней - бандеровцами.

В современном украинском обществе писать о Бандере трудно, потому что сложились два дискурса, существующие независимо друг от друга. Первый присущ патриотическому украинскому среде, где Степан Бандера - легендарный рыцарь нации без страха и упрека, второй распространен в тех кругах, где к государственной независимости Украины относятся весьма сдержанно, по крайней мере - не воспринимают ее как высшую ценность.

Можно сразу же отметить, что последовательные сторонники независимости Украины воспринимают Степана Бандеру однозначно положительно. Противники свое отношение к самостоятельности переносят также на личность лидера революционной ОУН.

Однако в Украине уже возникает, хотя и не очень быстро, тенденция формирования научно-объективного дискурса по Степана Бандеры и того общественно-политического движения, той идеологии и политической практики, символом которых он стал. Конечно, все это происходит нелегко, ведь еще живы традиции советского агитпропа, что предпочел апеллировать не к разуму и здравому смыслу человека, а к подозрения, страха и предвзятости.

Предвзятость формировалась огромной и всеобъемлющей пропагандистской машиной, так же как и подсознательный страх перед таинственным и ужасным силой, которая называлась «бандеровцы». Об этих людях почти полвека распространялись сведения, напоминающие сериал-триллер, некие фильмы ужасов о патологических садистов-вурдалаков, которые своей жестокостью и зверствами превосходили гестаповцев и даже следователей НКВД. Нет числа страшилки, которые устали производил агитпроп (и, кстати, производит и сейчас, однако уже с меньшим успехом, поскольку утрачена возможность террора против инакомыслящих и тех, кто сомневается в правдивости пропагандистской продукции), где на фоне «ужасных бандеровцев» их враги из состава НКВД-МГБ-КГБ автоматически рассматривались как «светочи гуманизма и человеколюбия».

Но, несмотря на все это, в истории украинского народа фигура Степана Бандеры в политическом смысле до сих пор остается живой и вызывает множество дискуссий, прекратятся только тогда, когда в Украине будет достигнуто окончательного консенсуса по ее государственной независимости. По крайней мере, и сегодня Степан Бандера является ярким символом украинской государственной самостоятельности в ее наиболее бескомпромиссной форме.

Автор: Игорь Лосев - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА

источник: радио Свобода

На почве вырос украинский радикальный национализм?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru