Поиск по сайту
Новости

К 170-летию пребывания Т.Шевченко в нашем крае

Во второй половине октября 1846 выпала 32-летнему Тарасу Шевченко путешествие на Волынь и Подолье. После окончания Петербургской академии искусств он был свободным художником и работал в Украине, вступив во вновь тогда в Киеве Археографической комиссии. Вместе с единомышленниками занимался сохранением памятников старины, реликвий, записывал уникальные образцы народного творчества и др.

Именно от Археографической комиссии он получил поручение совершить путешествие на запад Украины, побывать в одном из древнейших в славянском мире Почаевский монастырь, посетить целый ряд славных своей стариной городов Волыни и Подолья: «отправиться в разные места Киевской, Подольской и Волинской губерний и постараться собрать Именно от Археографической комиссии он получил поручение совершить путешествие на запад Украины, побывать в одном из древнейших в славянском мире Почаевский монастырь, посетить целый ряд славных своей стариной городов Волыни и Подолья: «отправиться в разные места Киевской, Подольской и Волинской губерний и постараться собрать ... сведения о народных преданиях, местного повестях и сказаниях и песнях ..., в замечательных курганах и урочищах ..., осмотреть замечательние монументальние памятники и древние здания и составить им описание ... ». Отдельная задача получил о Почаевскую лавру: зарисовать «... а) общий наружный вид лавры, б) начинка храма и в) вид на окрестность с террасы». Соответствующие распоряжения о содействии Т. Шевченко на местах поступили в Подольскую и Волынскую губернии, а также в Волынской духовной консистории - «всем монастырям, духовным правлением и благочинным».

Сначала поэт и художник побывал в Каменце-Подольском, оттуда приехал в Житомир, тогдашнего губернского центра, где должен был уладить некоторые формальности, ведь поездка его была служебной. А из Житомира он ехал давним волынским трактом, и на пути были села и города нашей Ровенской области.

Он не мог не остановиться в древнем Корце. О том проезд есть упоминание на страницах повести «Прогулка с удовольствием и не без морали»: «На полях Волыни и Подолии вы часто любуетесь живописнымы развалинах древних массивных замков и палат, некогда великолепных, как, например, в Остроге или Корце. В Корце даже церковь, хранилище бальзамированных трупов фамилии графов Корецкий, сама собой в развалинах превратилась. Что же говорят? О чем свидетельствуют эти угрюмый свидетели прошедшего? ». Это тихий городок с величественными руинами средневекового замка князей Корецких выглядело довольно живописным и романтическим. Правда, о прошлом напоминали здесь только полузаброшенные руины, в целом же Корец был обычным, рядовым провинциальным городком, а в народной памяти лишь кое-где сохранились повествования о разрушении замка войском казацким под руководством Богдана Хмельницкого, о татарские набеги, от которых не раз страдал когда Корец ...

Следующий отрезок пути привел Шевченко в Острог. Уже на подъезде его внимание привлекали величественные, гордые руины некогда могущественного родового гнезда князей Острожских, богатством и славой мерялись с самим польским королем. В Остроге Тарас Шевченко подробно осмотрел сооружения Замковой горы и, очевидно, зарисовал их. Позже он назвал их «мрачными свидетелями прошлого».

А прежде Острог интересовал поэта как город древней украинской культуры и книжности, город казацкой и гайдамацкой славы, город, в котором росли славные гетманы Украины Северин Наливайко, Петр Сагайдачный. К сожалению, памятники старой архитектуры сохранились плохо, на них были видны следы позднего польского господства, к тому же в начале XIX века Острог пережил несколько опустошительных пожаров.

От Острога через промежуточные станции Гульча и Варковичи Кобзарь добрался до Дубно. В дороге останавливался также под Гульчий (ныне с. Гильча Здолбуновского района), чтобы напиться воды из источника, который в народе считается чудодейственным. Оно и поныне здесь, неподалеку пути, восстановлено над ним и часовню в честь св. Николая, которая существовала и во времена Шевченко.

В Дубне поэт, вероятно, задержался на день-два. Этот город был уездным центром, имело ряд ценных памятников старины, прежде всего замок-дворец Острожских, несколько старых монастырей и церквей. Городские пейзажи Дубна тоже довольно живописные, особенно вид на замок, поэтому Шевченко и здесь, наверное, брал в руки этюдник.

После Дубна дорожный пейзаж стал уризноманитнюватись, появились на нем отдаленные горы, которые приближались по мере приближения к городу Кременец. В нем Шевченко также останавливался, чтобы осмотреть древнюю архитектуру, а затем отправился в Почаев.

В Почаеве он остался дольше: здесь не только изучал древности лавры, но и исполнил несколько мастерских акварельных рисунков монастыря , Которые, кстати, сохранились, их репродукции можно увидеть в изданиях художественного наследия Т. Г. Шевченко.

Думаем, что не мог Кобзарь не побывать на месте вечного упокоения героев Берестечко. Косвенным свидетельством этого является поэзия, написанная позже на эту тему. ( «Отчего ты почернело, зеленое поле»), в которой глубоко и точно выражены мысли и переживания поэта на этом святом для каждого украинского месте. По преданию, тогда же побывал в селе Пустоиванное, где соответствующим образом оборудовано Шевченково источник.

Возвращался Шевченко, вероятно, тем же путем - через Иву в Дубно, далее на Острог, Корец и Житомир. Но на обратном пути приходилось спешить, потому что приближалась пора осенней непогоды, которая могла бы предотвратить путешествие. Ведь путешествовал Шевченко небольшой конной бричке, останавливаясь на почтовых станциях, где перепрягали лошадей. Он завершал путешествие в конце октября, «измерив вдоль и поперек Волынь и Подолье».

Общаясь с нашими земляками, Шевченко узнавал их жизни, настроения, обычаи. К сожалению, в основном впечатление от этих встреч были отравлены горечью: крестьяне терпели ужасный крепостной гнет. «Каторга лучше была бы для них, - писал о положении волынских крестьян двумя годами ранее собрат Шевченко Николай Костомаров. - Отношение к ним такое, что превосходит всякое представление о притеснениях и наполняет ужасом вторая человечества ». В дорожном тетради, в котором поэт делал зарисовки, сохранился лаконичный, но очень красноречивый запись: «Повсюду ездил - и везде плакал».

Глубокие впечатления волынско-подольской путешествия Тарас Шевченко не раз художественно осмысливал в дальнейшем литературном творчестве. Даже в условиях ссылки, когда запрещалось писать и рисовать, как только появлялась возможность, Тарас Григорьевич кружев строками свои захалявные книги. Так, 1848 года, через два года после путешествия нашим краем, Кобзарь вернулся к дорогим воспоминаний и написал краткий, но впечатляющий по силе чувства лирическое стихотворение.

Отчего ты почернело,

Зеленое поле? »

Почернело я от крови

За вольную волю.

Круг городка Берестечко

На четыре мили

Меня славные запорожцы

Своим трупом укрыли ...

Поэму «Варнак» Шевченко написал несколько ранее, в том же 1848 году. В ней оживает образ народного мстителя-варнака. Предания о народных мстителей Шевченко приходилось не раз слышать на нашей Волыни, так и этот образ здесь связан с конкретной местностью:

Вспомнил свою Волынь святую

И волю-судьбу молодую ...

Над Иквой было село,

В том селе на обездоленность

И на погибель вырос я ...

Действительно, в Дубенском уезде ( «над Иквой») когда прокатилось немало восстаний и бунтарских движений.

Второй раз к теме варнацтва Т. Г. Шевченко обратился в повести «Варнак». И в ней видим конкретные указания на наш край: герой родился в селе на берегу Случи, а боролся и лечился от ранения на Дубенщине. Путь варнака: «С Кременца пошел через село Вербы в Дубно, а из Дубно на Острог, Корец и на Новоград-Волынский». Как видим, он повторяет маршрут самого Шевченко. Или - вот описание типичного жилья крестьян Волыни: «Комната была разделена на две половины узкой, длинной печью вместо перегородки. А печь украшена лепными изразцами домашнего художества ... В углу перед образами стоял стол, покрытый сверху белой скатертью ».

Еще одна повесть, в которой Шевченко вспоминает о пребывании в нашем крае - «Прогулка с удовольствием и не без морали». Здесь мы встречаем страстно публицистические размышления над увиденным во время путешествия: «На полях Волыни и Подолья вы часто любуетесь живописными развалинами древних массивных замков и палат, когда величавых, как, например, в Остроге или Корце. В Корце даже церковь, хранилище бальзамированные трупов фамилии графов Корецких, сама по себе в руины превратилась. Что говорят? О чем свидетельствуют эти мрачные свидетели прошлого? О деспотизме и рабство! О мужиков и магнатов! Могила или курган на Волыни или Подолье - большая редкость ... Что же говорят пытливому потомку эти частые темные могилы на берегах Днепра и грандиозные руины дворцов и замков на берегах Днестра? Они говорят о рабстве и свободе. Бедная, малосильные Волынь и Подолье, она охраняла своих распинателей в неприступных замках и роскошных палатах. А моя прекрасная, могучая, свободолюбивая Украины туго начиняла своим вольным и враждебным трупом неисчислимые огромные курганы. Она своей славы в жертву не давала, врага-деспота под ноги топтала, и, свободно, не загублена, умирала. Вот что значат могилы и руины. Недаром грустные и мрачные ваши песни, расстроены земляки мои. Их составила свобода, а пела тяжкая одинокая неволя ».

Жители нашего края никогда не забывали своего Тараса Шевченко. Глубокое эхо в сознании многих поколений наших земляков будила творчество великого Кобзаря. Его произведения хорошо знали еще в Ровенской гимназии, где преподавателями работали горячие сторонники поэта Н. Костомаров в 1844 - 1845 годах, П.Чуйкевич в 1843 - 1846 годах, П. Кулиш в 1845 году, учениками пелись песни «Думы мои, думы мои» , «Завещание», «Садок вишневый коло хаты», «По дубраве ветер веет ...».

В начале ХХ века, в 1914 году, когда исполнилось 100-летию со дня рождения гениального поэта, в наших селах проходило общественное чествования его памяти, во многих домах еще с тех времен или 1920-30-х годов сохранились «Кобзарь» , которые особенно берегли и уважали. Мощно звучало имя Т.Шевченко в деятельности общества «Просвита», которым было охвачено при Польше почти каждое село; тогда ежегодном праздновании 9 марта - день рождения нашего Кобзаря - стало традицией.

В свое время царское правительство не давал распространять его произведения. Эту политику продолжал и правительство Польши до 1939 года, о чем есть свидетельство тогдашних газет. Так, одна из них - «Свет», которая издавалась во Львове, 4 апреля 1926 под заголовком «Как отмечала Волынь праздник Тараса Шевченко» поместила такие информации:

«Ставров, эт (т) Дубно. Село Ставров задумало торжественно отпраздновать день народин и смерти народного поэта Тараса Шевченко. И произошло иначе. Когда народ, святочное убран, собралась у местной «Просвещения», вдруг появился отдел полицейских во главе с комендантом полицейского полицейского с Торговице и давай бить крестьян нагайками и ругать.

«Кто зезволил? Розейдьльце се »Собранные удивленно стояли молча. Комендант скомандовал: «Штыки на бронь» Кто-то из смелых отозвался: «Чего расходиться, разве нам нельзя помянуть память великого Покойника?» В тот смелого полиция сбила и арестовала. Больше всего расправлялся полицейский Магельський.

Так праздновалось большой праздник в селе Ставр на Волыни, уже не под властью московского царя, а под властью польских «демократических» жандармов.

Или штыком в руках тупого жандарма думают остановить растущую сознание крестьянства? »

«Ярославичи, эт (т) Дубно. Ярославчаны хотели тоже отпраздновать праздник Шевченко. Народ начал собираться, а за ними вслед машеруе полиция с ощетинившийся штыками. Когда все собрались в читальне, тогда полиция начала арестовывать чужесторонних и отсылать на постерунок. Арестованных расспрашивали: откуда, зачем пришли к Ярославичей, имеют документы, посписывали и пустили.

Несмотря на все перестраховочные, читальня наполнилась народом, читался жизнеописание Т. Шевченко, а хор пел «Завещание». В 3:00 пришел комендант с тремя полицейскими в читальню и велел расходиться, потому что не имеют права собираться в читальные более 8 человек. В котором-то законе написано? »

Первый памятник Кобзарю в нашем крае появился в марте 1941 года в ознаменование 80-й годовщины со дня смерти. Сейчас в области есть более двадцати пяти памятников Тарасу Шевченко, в том числе в городе Радивилов , В селах Козин и Теслугов Радивиловского района. А в 1999 году памятник Шевченко был торжественно открыт в Киеве на площади Независимости. Авторы - скульпторы Петр Подолець, Владимир Стасюк под руководством львовского профессора Эммануила Мисько. Есть в Киеве и городах и селах области улицы, которые носят имя Т.Шевченко.

Уже 27 лет на Ровенщине передается Шевченковский эстафета «Дорогами поэта в Ровенской» В этом году в марте она была передана из города Корец - городу Радивилов.

Ровенский поэт Николай Береза ​​в стихотворении «Тарас» так описал путь Т.Шевченко нашим краем:

С почаевских оврагов - в Берестечко,

Где Пляшивка виняньчуе лозу ...

Уже и лошади - в мыле. Им пекут уздечка.

Нелегко идти. Но кого везут!

Проездом - Верба. Дальше - уже на Дубно.

И там - на Корец. Двести лет - езда ...

Было бы ничего. Вот, не думал,

Что, вскочив с телеги, на площадь

Пойдет: а людей! Каждый здесь - глашатай.

За булаву. Если нет - то хоть шляпу ...

Под бронзовым плащом - словно пташатко! -

Стрипнеться сердце: Боже, как шишка

Новейшее господа! Визг дискотечный.

Праотец слову - как на чужбине ...

Куда пойти? Неужели под Берестечко

Вернуться, где Нечай еще в лодке ?!

(По публикации сайта Ровенской областной библиотеки).

Что же говорят?
О чем свидетельствуют эти угрюмый свидетели прошедшего?
Что говорят?
О чем свидетельствуют эти мрачные свидетели прошлого?
Что же говорят пытливому потомку эти частые темные могилы на берегах Днепра и грандиозные руины дворцов и замков на берегах Днестра?
«Кто зезволил?
Комендант скомандовал: «Штыки на бронь» Кто-то из смелых отозвался: «Чего расходиться, разве нам нельзя помянуть память великого Покойника?
Или штыком в руках тупого жандарма думают остановить растущую сознание крестьянства?
В котором-то законе написано?
Куда пойти?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru