Поиск по сайту
Новости

Улашковцы

Карта

Первое: вам повезло. Еще сильно. Я расскажу то, к чему сама пришла (буквально) методом проб и ошибок (тоже буквально).

Второе: заехать сюда стоит однозначно. Одно из самых интересных мест Чорткивщини. Поверьте.

Очень давно, году в 1999-м, возвращались мы с Язловца через Ягельница и решили сократить путь. Юность почти должна быть бедной, денег на бензин мне чуть-чуть хватало, а по карте выходило, что через Улашковцы на озеряны - именно так короче, километров на 15.

Километровок и двохкилометровок в нашем арсенале тогда не было - была, стыдно признаться, видрана из старой томика Уре карта Тернопольщины размером с лист А4. Ну вы представляете, да?

Так я впервые попала в Улашковцы. Еще с пленочных Кодаком. Село понравилось ОЧЕНЬ - и это при том, что о монастыре на горе я не знала, новой церкви в центре еще не было, а в костел мы не доехали, обратив на Капустинцы у мозаичной остановки. Холмы высокие-превысокий, Серет живописный, все какое-то такое гармоничное - но в один кадр и ракурс не собиралось, а те 36 кадров пленки голодной мне должно было хватить на несколько месяцев, поэтому фотографии так и не сделала. Жалею, да.

Уже через Капустинцы дорога из асфальтовой превратилась в грунтовую, дальше начался лес - и там уже была не дорогая, а тропинка. Я всякое за годы странствий видела, но тот многокилометровая кусок пути, когда над жигулятком нависали ветви деревьев, а под ногами квакали лужи, запомнился как пример плохой с дорог ever.

Позже было так: уже в жж-шные времена , Кажется, в ноябре 2005 года тогдашний взаимный френд Нормалайзер написал уже давно несуществующий пост, где спрашивал меня, а чего я на сайте молчу о монастыре в Улашковцах. Зажала инфу? Некрасиво.

Э-э-э ... Монастырь? Какой монастырь? На фото была какая-то коробка разрушенного здания. Не слишком фотогенично, но увлечение Нормалайзер было таким большим и искренним, что узелок на память сделала: при случае - в Улашковцы.

Возможность выпала 12 октября 2009.

Все было так просто: в 10-35 в Чертков прибыл мой автобус, в 10-50 по той же АС отправлялся старельний ЛАЗ на Сосулевка через Улашковцы.

Вмйшла в центре. Решила идти по интуицией. И привела к новому собора Пресвятой Богородицы (2000.) С новой же каменной колокольней. Неподалеку стояла меньше, комбинированная: деревянный верхний ярус, каменный нижний. Старая колокольня пережила свой храм - деревянную церковь 1784 (сгорела в Первую мировую). При церкви действовало популярное братство трезвости (основано в 1873 г.) - там насчитывалось 1664 членов!

Затем на месте сгоревшего храма возвели в 1921 году. Каменную часовню на деньги владелицы села, Людовики Залуских. Часовня, больше похожа на простую дом, все еще стоит.

Еще от одного улашковецького храма, Воздвиженского, не осталось и следа.

Неподалеку - насыпная символическая могила-кенотаф воинам-уповцам - с ангелом-близнецом из знаменитого Новоселецкого кенотафы . Кстати, кенотаф не нов: на этом же месте курган был насыпан еще во времена Второй мировой. Дальше ничего аж-аж-не видно. Разве современная школа и садик дальше: окрашенные белой краской медведи во дворе, яркая советская мозаика на фасаде. Нет, без подсказок местных не обойтись - и я спросила бабушку, где здесь в Улашковцах разрушен монастырь.

Бабушка вывела меня на проезжую часть (ай-яй) и ткнула рукой вперед: На горизонте была гора, на горе была церковь. Это, говорит, новая, а старые развалины - там в лесу, чуть дальше. Ага. Вижу цель, иду на нее.

Если бы все было так просто ... Дорога себе возвращала у сельсовета, я пошла дальше - как мне указала бабушка. На доме у сельсовета нашелся немного запафосний герб с рыцарем, дальше что-то вроде бульвара с павильоном, далее - домики и домики. Одним переулком зашла в тупик, вернула в другой - то же. Поймала деда и где-то с шестой попытки он понял, что я хочу. Говорит, это не сюда, а на мост. Окей, через полсела назад - на мост.

За мостом НИ дороги вглубь, вверх и монастыря. Опять спрашиваю местного опять мне показывают какую-то тропинку в траве - мол, по ней к дороге, там справа - и выйдешь. Пошла. Свернула направо. Далее часовня, еще дальше - улица разветвляется по каждой домом. Где подъем на гору, ей? : О (Так и бегала с полчаса, пока меня какая-то женщина чуть ли не за руку подвела к незаметной тропы между двумя домами. Еще метров десятый начиналась крестный путь-кальвария на гору. Ура.

Предупреждаю: подъем на монастырскую гору не легкий, если вы не горная лань - это может занять некоторое время. По идее туда должен где-то быть дорога для автомобилей, но я ее не видела, а на вопрос о ней рабочие в монастыре посмотрели на меня как-то странно.

По идее туда должен где-то быть дорога для автомобилей, но я ее не видела, а на вопрос о ней рабочие в монастыре посмотрели на меня как-то странно

Подниматься тяжело, но оглянитесь: панорама Улашковець из Ясной горы удивительно красивая. И именно с этого ракурса я увидела и старый костел, к которому потом шла вдоль Серета. Серет тоже видно: именно у его крутого коленца уже в 1464 был центр Улашковцы. Об археологических находках эпохи бронзы и меди промолчим: мы же не археологи. Но то, что когда Улашковцы были НЕ селом, а городом, слава о ярмарках которого гремела на всю Подолье и Галичину, с вершины горы понимаешь даже без знания истории. Магдебургское право город мало, а сейчас ... Сейчас достаточно цивилизованное село, кстати. Около 1400 жителей.

О названии поселения (Улашковцы, время Лашкивци) ходит несколько легенд. В одной основания села предписано запорожском полковнику Улашку (в XV в. Еще запорожцы были?), Который переселился из Сечи на Серет вместе с друзьями и семьей. Вроде погиб и Улашко, и его собратья в битве с татарами, а в честь героев назвали и Улашковцы, и Миловцы с Лысовцы и Капустинцы.

По другой версии, Улаша-паша, враг Яна III Собеского, жил здесь во времена турецкого захвата Подолья (1672-1699). В одном из боев паша погиб, но его воинов люди продолжали называть Улашковцы. Отсюда и название села.

В одном легенды правы: название происходит от мужского имени: Влас, Влас - старое украинское имя.

Кстати: Конечно гора - явный какая параллель с Ченстоховой. Холмы рядом имеют имена: Лиса, Кипы.

Между старым и новым монастырями на горе - источник с статуей святого и ярко-синим забором. Решаю сначала идти к старому корпусу. Среди деревьев - груды камней (местные заверили, что это не сейчас разбирают руины на стройматериалы, а в таком состоянии остатки обители еще с послевоенного времени). Подхожу ближе к каменному щипца - второй. Под ногами обрыв в многоэтажных коробку здания без перекрытий. Страшно.

После дождя, да еще и в пору листопада, спускаться к подножию здания келий оказалось труднее, чем подниматься на Ясную гору. Но спуститься стоит: только так и увидите пещеру, из которой Василианская обитель когда начиналась (похожи является в Крещатике , Малиевцах , Рукомыше ).

По преданию, монахи поселились в известняковых пещерах-гротах еще в 1315 года. Именно этим годом датируется появление иконы св. Иоанна Крестителя. которую в Улашковцах считают "чудотворной". Часовня св. Яна Ивана была обустроена в одной из пещер. По легенде, эту пещеру расширил в 1673 (?) Сам Ян III Собеский. Для чудотворных икон (на пару до Ивана была еще Богоматерь, подаренная семьей Добруцким-Рациборовських в 1565 г..) Уже в XVIII в. сооружают каменный храм в скале - некий украинский аналог черногорского Острога. Неподалеку меньше пещеры, посвященные св. Ивану и св. Онуфрия (без этого святого не обходится ни один василианский монастырь ). Каменное сооружение при пещере выросла ли в 1724, то в 1738 г.. (Хотя на глаз я бы дала XIX в.).

Новая церковь с большим куполом была возведена "немцев" - во Вторую мировую. Но не закончена. В советское время храм превратили в склад - держали там и гречку, и цемент. В 1989 приступили к достройке святыни. Осенью 2009 г.. Длились работы по построению монастырского корпуса. Работали на них рабочие с Буковины .

Работали на них рабочие с   Буковины

Когда рядом с монастырем стояла и фигура Яна Крестителя над ручейком. Сейчас опять стоит, только вот современная. Между Яном старым и Яном новым был каменный крест, установленный в 1856 г.. Игуменом Игнатием Нагурский. Родниковую воду советуют людям с плохим зрением. Тоже распространенное явление .

Удивительное дело: знаменитые ярмарки в Улашковцах сначала проводились ИМЕННО на Ясной горе. Не внизу, это центр города, нет. На горе. По легенде, все началось после того, как поляки захватили турецкий обоз с награбленным и сообщили подолян, что в Улашковцах 7 июля можно будет купить вещи из того обоза (некий аналог современных магазинов таможенного конфиската). Продолжались такие праздники торговли две недели, на них из Галичины, Черновцов и Покутья прибывало до 100 000 (ста тысяч) человек. Привозили мануфактуру, телеги, упряжки с хомутами, серпы с косами, платки с кожухами, колокола и шапки, чаши и хоругви, из России гнали диких лошадей, с яворовая везли деревянные миски и ложки, с Кавказа - серебряные изделия. Привлекали народ в Улашковцы прежде всего цены временем вдвое ниже, чем в других местах. Вот он, прото-образ оптового рынка. В условиях жесткой конкуренции продавцы кричали-пели-зазывалы покупателей хотя бы взглянуть на свой товар - за несколько дней в особо ревностных торговцев садился голос.

Был и товар для души: на ярмарку приезжали еврейски театр и украинский театр "Русская беседа". Пели лирники. Отдельным вагоном с вены прибывал реставратор.

За порядком следил комиссар староства с целым участком жандармерии. Хотя кражи все равно были.

О улашковецьки ярмарки упоминали в своих произведениях Богдан Липкий - как Лашкивци - и даже Нобелиаты родом из Бучача, Иосиф Агнон - как Лешковици. Кстати, они упомянуты в ПЕРВОМ произведении писателя, он написал в 8 лет - отец его как раз поехал на ярмарку в Улашковцах.

Б.Лепкий писал так:

"Лашкивци - большое село, где бывают большие ярмарки, на которых сходится большая сила народа. Итак, от Пасхальных Праздников балакалося о тех Лашкивци. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Ехали мы ременным дышлом, потому что по дороге приставали к нам соседи и знакомые. Прежде чем доехали до больших Озерянский лесов была нас целая вереница: бричек, найтачанок, повозок. Лес был страшный. Бричка казалось не дойдет до Лашковець. Выбоины, вывернутые корни и лужи казалось насели на здоровье. Обратили в лес, вплоть вдруг увидели перед собой дедовский лагерь. Горели костры, играли на лирах и бандурах, пели набожных и веселых песен в перемиш, даже также танцевали.

Обратив в сторону заехали в Лашковець и оказались на "стации". "Стация" - это была обычная крестьянская изба, куда заехали на время ярмарки. На большом площади палатки. В палатках всякие народы: армяне, греки, турки. Товара тоже не было. Золото, серебро, камни, даже за глаза хватали. Брокат, дорогие меха, персидские диваны и наши ковры, чудеса и чудеса разнообразны. Даже верблюдов видел. Такие стояли, как горы. А уже лошадей и лошадей. А штукари! Каких штук они не показывали. Вечером общество выбиралось в театр "...

Улашковцы громко ярмарке вплоть до 1940-х годов, замирая с серпдины июля до начала июля следующего года. Только большевизм вытравил старый обычай с поселения. Но площадь все еще называют "базаром". Думаю, все происходило как раз в том бульварчике по сильрдою - неплохое место для ярмарке.

Думаю, все происходило как раз в том бульварчике по сильрдою - неплохое место для ярмарке

Безусловно, в городке был замок (и его имел видеть Ульрих фон Вердум, который проезжал мимо Улашковцы). Правда, сведения о твердыню скупые: в 1636 владелица городка Ядвига Белзецька обвиняла Януша Тышкевича в нападении на замок в Улашковцах. Вот и все. По идее, должен быть на горе.

Костел, который оброс фермами (одна из них выглядит именно старой - ее черепичная крыша вот-вот обвалится - возможно, это руины одного из многочисленных ярмарочных складов?), Был построен в 1908 г.. Во 1911 его освятили под титулом Рождества Пресвятой Девы Марии. С 1912 г.. В Улашковцях была создана самостоятельная римско-католический приход. До 1930-х гг. Правил здесь отец Островский.

В воспоминаниях о давних событиях села читала, что польская община Улашковцы имела свои читальню и другие организации, но - удивительно - разговаривала на украинском языке.

Еврейская община имела свою синагогу (не сохранилась).

В центре города - установлено в 1990г. Бюста Т. Шевченко, то Сико-серебряного цвета. Еще легедна о двух камни - будто это влюбленные, которых прокляла мать. Но я их не видела. : О) Леса у села - знаменитая " дача Галилея ".

: О) Леса у села - знаменитая    дача Галилея



4. Ну вы представляете, да?
Зажала инфу?
Монастырь?
Какой монастырь?
Где подъем на гору, ей?
Еще запорожцы были?
Lt;?
Одна из них выглядит именно старой - ее черепичная крыша вот-вот обвалится - возможно, это руины одного из многочисленных ярмарочных складов?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru