Поиск по сайту
Новости

О Божьих суды и всеведение

  1. Не хочу смерти грешника
  2. Бог не заставляет никого
  3. Сила Божья в немощи совершается
  4. камень преткновения
  5. Непостижимые суды Господни
  6. Причины и последствия
  7. Прислушайся к себе

М и зависит от человека и его судьба, его спасения, если Бог знает, что с человеком произойдет в будущем М и зависит от человека и его судьба, его спасения, если Бог знает, что с человеком произойдет в будущем? Есть ли смысл бороться с грехом, если все равно кто спасется (о чем уже знает Господь), а кто нет? Такие вопросы приходится часто слышать от людей, которые недавно пришли в Церковь. Мы попросили отца Николая Баранова, нашего постоянного автора, объяснить читателям, как правильно, с точки зрения Православной Церкви, ответить на эти вопросы.

Не хочу смерти грешника

Каждый христианин, обращаясь в молитве к Отцу Небесному, просит: «Да будет воля Твоя». Эта просьба Закон Божий традиционно объясняет так: «Пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам находиться в Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно, без нареканий, как ее выполняют с любовью и радостью Святые Ангелы на небесах. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами ».

Мы веруем, что Бог не только создал человека, но и заботится о Своем творении, что в богословии называется Промыслом Божиим. Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Иезекииля сообщает богоизбранному народу: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). В Новом Завете эта тема развивается еще глубже и шире, приобретая универсального характера: воля Божья относительно человека состоит в том, чтобы «все люди спаслись i достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).

Бог не заставляет никого

Если направление воли Божьей в Священном Писании сформулировано четко, то что можно сказать о соотношении с ней воли человека? Этот вопрос всегда вызывал интерес как одно из важнейших в деле спасения.

Из Библии нам известно, что Бог создал человека свободным: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руках воли ее» (Сир. 15, 14). Свобода человеческой личности, по мнению отцов Церкви, является проявлением образа Божия в человеке. Святитель Илья (Минятий) отмечает, что всемогущий Господь в Своей власти, всемогущая и человек в своей свободе. Вся разница заключается в том, что Бог творит все, что хочет, и никакая сила не может Ему в этом помешать, а человек не делает, чего не хочет, и никакая сила не может ее заставить ранее. Невозможно, чтобы Бог не сделал Им желаемого; невозможно также, чтобы человек создал для нее нежелательно. Поэтому ни один человек не может спастись без благодати Божией, ни Бог не может спасти человека без его воли. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог не заставляет никого; если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, что желание Он был бессилен, а потому, что Он принуждать никого не хочет ».

Сила Божья в немощи совершается

Само же спасение человека, по словам отцов Церкви, невозможно без смирения. Преподобный Исаак Сирин учит, что спасение даруется Богом не по добродетели и не за труды по их достояние, но при порожденное этими трудами смирения. Если смирение потеряно, то добродетели и труды будут напрасными. Однако следует отметить: стоит человеку начать трудиться для достижения добродетелей, то есть исполнение заповедей Божиих, она увидит, что достичь этого своими усилиями практически невозможно. О таком положении вещей, называя его закономерным для человека, говорил еще апостол Павел: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать такое, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю »(Рим. 7, 18-19). Вот тогда актуальными становятся слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Выполнение заповедей научает человека его немощи». Осознание своей немощи и приводит нас к пониманию того, что без воли Божией ничего не бывает, и задача человека состоит в том, чтобы привести свою волю в соответствие с Его Святой воли.

камень преткновения

Это ясное богооткровенного учение о Промысле Божием было искажено в протестантизме. Камнем преткновения стали слова из Послания апостола Павла к Римлянам «Ибо кого Он предположил, тем i заранее определил быть подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным между многими братьями. А кого Он заранее определил, тех i позвал; а кого призвал, тех i оправдал; а кого оправдал, тех i прославил »(8, 29-30).

Вождь Реформации в Швейцарии Жан Кальвин (1509-1564) взял за основу своего нового учения идею безусловного верховенства воли Божией, выбирает людей только своим орудием. Такой подход полностью исключает мысль о человеческих заслуги, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, выбранную Богом Его непостижимым решением, без которой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную погибель. Согласно Кальвином, избрание или отвержение человека Богом - это неизбежность судьбы: кого Бог не выбирает, он отвергает. Отсюда можно сделать вывод, что существует начальная неравенство в судьбах разных людей, где одним заранее предусмотрено спасение, а другие обречены к гибели.

На опровержение Кальвина в Священном Писании находим свидетельства об условности предварительного назначения Божьего. Об этом говорят, например, описания будущего Страшного суда в Евангелии: тем, кто станет справа, будет сказано: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34-36). Грешникам же Господь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Потому голодал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; больным и в тюрьме, и не посетили Меня »(Мф. 25, 41-43). Нигде в Священном Писании не идет о предварительном приговор людей на смерть. Но, напротив, у апостола Павла сказано, что «... благодать Божия, спасительная для всех людей ...» (Тит. 2, 11). Предыдущий приговор на спасение - выражение непреклонной воли Божьей сделать все необходимое для спасения тех, кто разумно пользуется своей волей: «... со страхом i трепетом заботьтесь о своем спасении» (Флп. 2, 12).

Непостижимые суды Господни

Святитель Илья (Минятий) так рассуждает на тему о Божественных суды: «В этом вопросе пусть будет для нас непонятным все, что говорит Священное Писание, - потому что оно непостижимо, толкование святых отцов - потому что они сложные, мнения ученых богословов - потому что они туманны. Пусть это будет обвинением для нашего ума, слабого и слепого, который не может подняться на высоту или рассмотреть невидимое ». Этого не понимал и сам Павел, который сходил до третьего неба. На этой высоте божественных откровений он видел только неисследимо глубину Божественной премудрости, превышающей разум. Поэтому он с удивлением воскликнул: «О, бездна богатства i премудрости, i ведения Божия» (Рим. 11, 33). Златоуст продолжает, что «если бы даже было возможно понять это, однако беззаконно желать этого». Достаточно знать эти два ясные, понятные и устойчивые утверждение: первое - что Бог хочет, чтобы мы спаслись, ибо Он - человеколюбивый; второе - что мы можем спастись, потому что мы свободны. Воля Божья и воля человеческая составляют суды Божьи. Бог хочет; если хочет и человек, то она уже заранее спасена ».

Причины и последствия

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точное изложение православной веры» говорит, что «Бог все предусматривает, но не все предопределяет. Так, Он предполагает, что зависит от нас, но не определяет этого заранее, ибо не хочет, чтобы появился грех, но не принуждает к добродетели. Следовательно, определение является делом Божественного повеления, что выходит из предвидения. Бог, по Своему предвидением, предопределяет то, что не зависит от нас, потому что Бог уже заранее определил по Своему предвидением все так, как того требует милосердие и справедливость ».

Святой Иустин Философ пишет: «Не предсказания является причиной будущих событий, а будущие события - причина предвидения. Не из предсказания следует будущее, а из будущего - предвидения ... ». Итак, если человек будет жить богоугодно - спасется, а если развязно - погибнет: Бог предусматривает и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божий приговор. Человек или спасется, или погибнет, одно из двух несомненно, но не предопределено.

Прислушайся к себе

В завершение было бы полезным вспомнить замечательный пример из жизни преподобного Антония, египетского подвижника благочестия III-IV веков. Однажды он начал жаловаться Богу, что не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в детстве, почему праведники нередко страдают от нищеты и притеснений, а люди нечестивые проводят жизнь в полном достатке и т . д.? На это ему было дано от Бога ответ: «Антонию, следи за собой и не испытывай судов Божиих, потому что это вредно для души». Этот совет следует всем помнить, когда у нас возникают аналогичные мысли.

Апостол Павел произносит: «Какие незбагненнi суды Его i недослiдими путi Его» (Рим. 11, 33). Наш нынешний греховное состояние таково, что даже святые люди могут понять Промысел Божий лишь частично. Священное Писание говорит, что «теперь мы видим как бы в тусклом зеркале, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12). Полное познания Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Апостол Павел свидетельствует: «Когда же наступит совершенное, тогда отчасти прекратится ... теперь я знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как i я познан» (1 Кор. 13, 10, 12). Как Бог знает нас сейчас, так же все суды Божьи будут открыты нам в будущем. Святитель Василий Великий поясняет: «Суды Божии - бездны, и сохранены в Божественных сокровищницах, не для всех легко постижении. А верующим дано обещание от Бога: "И отдам тебе хранимые в тайне сокровища и скрытые богатства» (Ис. 45, 3); поэтому, когда удостоимся встречи с глазу на глаз, тогда увидим и в сокровищницах Божьих бездны ».

«Православие в Украине»

Есть ли смысл бороться с грехом, если все равно кто спасется (о чем уже знает Господь), а кто нет?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru