Поиск по сайту
Новости
Легитимность голосования контролировала армия наблюдателей
Эти выборы для Приморья были значимыми не только тем, что регион, наконец, определился и выбрал главу. Поучаствовать в них решило рекордное число жителей, начиная с 2014 года - с момента возврата выборов

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ: СЧЁТ ИДЁТ НА ЧАСЫ
Всего больше суток осталось до события, от которого одни ждут откровения, а другие на его результаты особо не надеются. 18 сентября мы будет определять новый состав Государственной Думы 7 созыва. У сотрудников

Протокол об итогах голосования
Общие требования к форме протокола об итогах голосования определены статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

Помещение для голосования
Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Голосование в Смоленске показало реальный рейтинг партии власти
В городе Смоленске прошли "идеальные  выборы", которые можно сравнить с лабораторным экспериментом. Ничего подобного в нашем городе еще не происходило, а значит, пример Смоленска вполне заслуживает

Накрутка голосований бесплатно или заказать?


Роналду vs Месси: кто лучше в этом году?


Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества
Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества 1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними

Что такое народное всеобщее голосование?
В отличие от выборов, на которых формируются органы представительной демократии (избирается глава государства, депутаты законодательных органов власти) народное всеобщее голосование это прямое, непосредственное

Статья 37 Закон об ООО. Порядок проведения общего собрания участников общества
1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным

На '' Мерседесы '' или открытки для избирателей? Куда партии тратить бюджетные средства

Пока ни в одном законе прямо не определено, что такое "уставная деятельность политической партии". Поэтому это, с одной стороны, открывает партийным функционерам возможности для злоупотреблений, а с другой - соблазн для органов власти придраться к "неудобной" политической силы через произвольную трактовку того, что является уставной деятельностью партии, а там быть не может.

Зачем знать, куда партии могут тратить деньги?

Политические партии способствуют формированию и выражению политической воли граждан, как утверждает 36-я статья Конституции и закон " О политических партиях в Украине ". А потому их деятельность должно поддерживаться, в частности финансово. И не олигархами, не особо, способными приобрести депутатский мандат, - а самими избирателями и государством, является аппаратом служения демократическому обществу.

Согласно закону государственное финансирование распространяется исключительно на уставную деятельность политических партий, к тому же, не связанную с их участием в выборах.

Расходование же государственных финансов на НЕ уставную деятельность политической партии влечет за собой негативные правовые последствия для нее, в частности в виде прекращения государственного финансирования.

Кроме того, за нецелевое использование бюджетных средств может наступить административная ответственность должностных лиц политических партий в виде штрафа от 70 до 85 необлагаемых минимумов доходов граждан, это 1190-1445 гривен - часть 5 статьи 164-12 КУоАП ; и уголовная ответственность, если нецелевое использование имело место в крупных размерах - статья 210 УК Украины .

Итак, руководители и члены политических партий, работники их аппарата, с учетом принципа юридической определенности, имеют право заранее осознавать, какая именно их поведение вызовет прекращение государственного финансирования и другие санкции, - и заранее планировать ее так, чтобы не допустить конфликта с законом.

Правовая коллизия

В одном законе это понятие - "уставная деятельность политической партии" - прямо не определено.

Во время принятия закона " Изменения в некоторые законодательные акты относительно предотвращения и противодействия политической коррупции "От 8 октября 2015 законодатель уполномочил Назка установить определения некоторых терминов. Однако термин" уставная деятельность политических партий "среди них - нет.

Известно, что основным назначением политических партий является содействие формированию и выражению политической воли граждан.

Именно то, как они реализуют эту цель - и является основным содержанием их уставной деятельности. Это предполагает осуществление политического маркетинга, агитации и пропаганды, проведения социологических опросов, массовых мероприятий и тому подобное.

Как законные, то есть такие, которые могут отображаться и в уставе, причем существует презумпция законности устава политической партии, прямо определены следующие права политических партий, в частности:

- учреждать собственные СМИ и другие унитарные предприятия. Однако, партиям запрещено финансирование телерадиоорганизаций;

- организационно и материально поддерживать молодежные, женские и другие объединения граждан, оказывать помощь в их создании;

- владеть, пользоваться и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, средствами, оборудованием, транспортом;

- делать взносы в фонд референдума и осуществлять за счет собственных средств агитацию референдума.

Более четко закон определяет то, что не может быть уставной деятельностью политической партии. Это - деятельность, направленная на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, пропаганду коммунистического и / или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и тому подобное.

К сожалению, существует и финансовый аспект проблемы: понимание партийной независимости в Законе "О политических партиях в Украине" противоречит бюджетному законодательству.

Политические партии в понимании Бюджетного кодекса относятся к получателям бюджетных средств, а законом " О Госбюджете-2016 "Для них предусмотрено исключительно расходы потребления в сумме около 391 миллионов гривен, которые исключают возможность осуществления многих указанных выше видов уставной деятельности.

То есть в случае их осуществления - делают их внезаконными.

Политико-правовой конфликт

Закон, который требует от политических партий тратить средства государственного финансирования исключительно на уставную деятельность, устанавливает различные виды ответственности за нарушение этого требования, но при этом не определяет, что именно признается деятельностью, - может быть признано неконституционным. Закон, который требует от политических партий тратить средства государственного финансирования исключительно на уставную деятельность, устанавливает различные виды ответственности за нарушение этого требования, но при этом не определяет, что именно признается деятельностью, - может быть признано неконституционным

Конституционный суд неоднократно признавал законы Украины такими, которые не отвечают принципу верховенства права, по основаниям правовой неопределенности.

Так, в Решении КС от 29 июня 2010 указано: "Одним из элементов верховенства права является принцип правовой определенности, в котором утверждается, что ограничения основных прав человека и гражданина и воплощение этих ограничений на практике допустимо только при условии обеспечения предсказуемости применения правовых норм, устанавливаемых такими ограничениями. То есть ограничение любого права должно базироваться на критериях, которые позволят лице отделять правомерное поведение от противоправного, предвидеть юридические последствия своего поведения ".

В Решении КС от 8 июня 2016 определено: "С конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу".

сложность процедуры

Есть уставной ее деятельность и на какие именно цели могут расходоваться средства, полученные политической партией из государственного бюджета на финансирование уставной деятельности, - определяет сама партия на основании закона.

Но то же самое определяют и Назка и РП при осуществлении своей контрольной деятельности за "уставной деятельностью политической партии" - по собственному толкованием этого понятия и с учетом противоречивого бюджетного законодательства.

Если Назка или РП будут сомнение, они уполномочены потребовать от партии необходимые документы и объяснения. Далее процедура такова:

1) обнаружив факты, свидетельствующие о том, что соответствующие средства использованы политической партией на финансирование участия в выборах или на цели, не связанные с уставной деятельностью - РП или Назка безотлагательно обращается в суд с иском об установлении фактов;

2) решение Назка об отказе в предоставлении политической партии государственного финансирования должна содержать обоснование и перечень оснований для отказа и может быть обжаловано партией в суд в порядке и сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства;

3) если суд вынесет решение не в пользу политической партии, то Назка, во исполнение этого решения суда, после вступления в законную силу принимает свое решение о прекращении государственного финансирования уставной деятельности политической партии;

4) это решение Назка, опять же, может быть обжаловано партией в суд;

5) решение суда может быть снова обжаловано - в апелляционном порядке ...

...И так далее.

Что должен сделать Кабмин и Назка?

Конфликтов и длительной процедуры их решения во многих случаях можно было бы избежать, если бы законодатель:

- с одной стороны, уполномочил Назка на основе положений законодательства определить четкое понятие «уставная деятельность политической партии";

- а с другой, признал, что существующее в законодательстве понятия "бюджетные расходы потребления" существенно ограничивает законную и уставную деятельность политических партий.

Тем самым будет устранено существующую коллизию в пользу закона "О политических партиях в Украине". А в законе о госбюджете на следующий год - предусмотреть для политических партий также расходы развития.

Николай Хавронюк, Центр политико-правовых реформ, Реанимационный пакет реформ, специально для УП

Зачем знать, куда партии могут тратить деньги?
Что должен сделать Кабмин и Назка?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru