Поиск по сайту
Новости
Легитимность голосования контролировала армия наблюдателей
Эти выборы для Приморья были значимыми не только тем, что регион, наконец, определился и выбрал главу. Поучаствовать в них решило рекордное число жителей, начиная с 2014 года - с момента возврата выборов

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ: СЧЁТ ИДЁТ НА ЧАСЫ
Всего больше суток осталось до события, от которого одни ждут откровения, а другие на его результаты особо не надеются. 18 сентября мы будет определять новый состав Государственной Думы 7 созыва. У сотрудников

Протокол об итогах голосования
Общие требования к форме протокола об итогах голосования определены статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

Помещение для голосования
Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Голосование в Смоленске показало реальный рейтинг партии власти
В городе Смоленске прошли "идеальные  выборы", которые можно сравнить с лабораторным экспериментом. Ничего подобного в нашем городе еще не происходило, а значит, пример Смоленска вполне заслуживает

Накрутка голосований бесплатно или заказать?


Роналду vs Месси: кто лучше в этом году?


Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества
Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества 1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними

Что такое народное всеобщее голосование?
В отличие от выборов, на которых формируются органы представительной демократии (избирается глава государства, депутаты законодательных органов власти) народное всеобщее голосование это прямое, непосредственное

Статья 37 Закон об ООО. Порядок проведения общего собрания участников общества
1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным

Ценам - волю! Но не забываем о прошлогодних гречку и яйца ...

-За чего могут «споткнуться» свободные цены на продукты питания

Которые предполагал Укринформ, после нескольких месяцев наблюдения за поведением освобожденных от государственного регулирования цен на продукты питания, правительство окончательно признал нецелесообразность их дальнейшего централизованного регулирования. С 1 июля текущего года в Украине отменяется любое вмешательство государства в ценообразование на рынке продовольствия. По мнению чиновников, эксперимент с ценовой дерегуляции вполне можно считать успешным. Статистика подтвердила действенность рыночных механизмов - «бесконтрольные» цены в течение почти года действия пилотного проекта вели себя более-менее адекватно экономической ситуации в целом. Они и росли, и падали в соответствии спроса, предложения, конкуренции, сезонным производственным и макроэкономическим факторам, то есть, благодаря объективному экономическому влиянию, а не решению какого-то чиновника. Именно так и должно быть в реально свободной экономике. Единственное, чего не хватает, для закрепления эффекта дерегуляционные «эксперимента», на наш взгляд, - это усиление роли Антимонопольного комитета. Не будем жесткого надзора за антимонопольным законодательством - все рыночные «завоевания» пойдут коту под хвост.

«Ценовой» полет проходит нормально

С 1 июля 2017 года в Украине после почти двух десятилетий государственного регулирования цен на некоторые социально значимые товары и услуги, прекращается регулирование цен на 15 групп продовольственных товаров - муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядина, свинина, мясо птицы , вареные колбасные, молоко, творог, сметана, сливочное масло, подсолнечное масло, яйца куриные. Никто из чиновников уже не будет указывать производителям продовольствия уровень «желаемой» рентабельности, а оптовым и розничным торговцам - уровень их торговых наценок. Будем теперь привыкать к невидимой руки рынка.

Напомним, что отмене государственного ценового регулирования на продовольственные товары (в этом пережитка прошлого), предшествовал пилотный проект, которым с 1 октября до 31 декабря 2016 года была приостановлена ​​государственное регулирование цен на приведенные выше товары.

По утверждению Минэкономразвития, результат мониторинга отпущенных цен показал, что их свободное «плавание» существенно не повлияло на ценовую динамику потребительского рынка. Производители довольно быстро реагировали на изменения рыночной конъюнктуры, а торговцы - так же, вслед рыночным тенденциям, оперативно меняли ценники. И не только в сторону повышения.

В целом, в четвертом квартале 2016 при квартальной инфляции (в итоге с октября по декабрь) в 5,5% против 1,6% в 2015 году цены на продукты питания росли меньшими темпами - 4,5% против 5,4%. Хотя среди них были и рекордсмены роста - молочные продукты (прирост цены за три экспериментальные месяца составил 10-22%) и куриные яйца (подорожали на 50% в октябре и почти так же «откатились» в цене в декабре, с 15 грн за десяток до 20-22 грн и обратно). При этом подорожание «молочки» объяснялось сезонным фактором - ростом закупочных цен на молоко. А по ценам на яйца, то она существенно колеблется в зависимости от ситуации с украинским экспортом. В конце 2016-го экспорт был ограничен из-за подозрений в заражении сальмонеллой, поэтому на местном рынке отмечалось увеличение предложения яиц, уменьшило цены до 9-11 грн. за десяток в начале года. Сейчас цена на яйца колеблется около 11-13 грн. учитывая «яечноносний» сезон.

В то же время, по данным Госстата, в 2014 году «продуктовая» инфляция (индекс потребительских цен на продукты питания, декабрь к декабрю предыдущего года) составила 24,8%, в 2015 году - 41,5%, а в 2016 году - уже только 3,2%. За пять месяцев текущего года цены на рынке продовольствия подросли чуть больше чем на 8%, то есть ситуация не критична.

Все это дало основания правительства распрощаться с государственным регулированием как с анахронизмом, который только создавал дополнительные трудности для бизнеса и лазейки для недобросовестных производителей. От стремительного роста цен на основные потребительские товары, которым постоянно пугали лоббисты регулирования, оказывается, неплохо сдерживают рыночные стимулы.

-За чего могут «споткнуться» свободные цены на продукты питания   Которые   предполагал   Укринформ, после нескольких месяцев наблюдения за поведением освобожденных от государственного регулирования цен на продукты питания, правительство окончательно признал нецелесообразность их дальнейшего централизованного регулирования

Риски рыночной экономики: продовольственная безопасность прежде всего!

Однако, общество в целом еще не определилось, радоваться продовольственной дерегуляцией, так же триумфально, как безвизовых или нет. Даже после успешного «испытательного» срока проекта, не все экономисты убедились в правильности решения о свободном ценообразовании на продовольственном рынке. И это говорит о существующих предосторожности при переходе на полностью рыночное ценообразование в социально важной сфере.

По словам главы совета НБУ Богдана Данилишина, в Украине имеется критическая ситуация с продовольственной опасности. По подсчетам НБУ в среднем в украинском 57% всех потребительских расходов приходится на продовольствие. А у населения с самыми низкими доходами расходы на еду превышают 80% всех совокупных расходов. "То есть фактически они находятся в продовольственной опасности (по международным критериям продовольственная опасность наступает тогда, когда 60% от общих расходов составляют расходы на продовольствие)", - заявлял господин Данилишин. По его мнению, отмена административного регулирования цен на продовольствие даже в стабильных экономических условиях должно сопровождаться введением адресных программ продовольственной поддержки для уязвимых слоев населения.

Устранение государства от процесса регулирования цен на основные виды продуктов питания, увеличивает риск активизации недобросовестных предпринимателей и спекулянтов. «В странах с развитой экономикой и системой существуют предохранители любым недобросовестным действиям со стороны производителей или торговли, в виде Антимонопольного органа. В Украине этот орган не работает на потребительском рынке. Что означает, что с 1 июля каждый из нас может стать жертвой злоупотреблений со стороны производителей, которые могут беспощадно завысить цены на базовые продукты питания. В условиях нарушения антимонопольного законодательства, мы можем получить цены выше европейских », - предупреждает Алексей Дорошенко, генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей.

В качестве примера господин Дорошенко приводит прошлогодний ценовой скачок цен на гречку и куриные яйца, внезапно подорожали почти в два раза. Ответ регуляторных органов на вопрос, кто на этом заработал, до сих пор отсутствует. Хотя все это очень похоже на злоупотребления и произошли они больше года назад. «Жадность некоторых недобросовестных компаний сдерживалась тем, что ценовое регулирование могли вернуть. Теперь можем ожидать сильные ценовые колебания на отдельные продукты », - предостерегает Алексей Дорошенко.

С ним соглашается экономист Андрей Новак. Он считает, что из-за отмены государственного регулирования, никакого роста цен на продукты не должно быть. «По законам экономики, оно может произойти вследствие провоцирования определенных панических настроений в отношении того или иного дефицитного товара, у нас уже не раз было. Но реально - есть себестоимость, цены конкурентов, цены на энергоресурсы, или курс гривни (это когда речь идет о импортный товар) », - считает Новак.

Именно поэтому, чтобы не было подобного провоцирование и искусственно созданного дефицита, нашему Антимонопольному комитету придется серьезно работать. Ведь цивилизованное государство (а не олигархически-клановая) контролирует и управляет ценами исключительно рыночными методами - интервенциями на бирже, запасами из госрезерва, антимонопольными преследованиями и т.д.

д

Включая антимонопольный предохранитель. Америка нам в помощь

А мы помним, что в украинском антимонопольного ведомства есть много претензий. Один из последних громких скандалов, например, обвинения в адрес Антимонопольного комитета в том, что комитет неправильно реагировал на монопольное положение на рынке табачной дистрибуции компании "Тедис Украина" (ранее - "Мегаполис-Украина"). Глава МВД Арсен Аваков даже требовал отставки руководства. Правда, скандал быстро утих. Неэффективной деятельности Антимонопольного комитета Украины в свое время также константував и предыдущий министр экономического развития и торговли Украины Абромавичюс. В АМКУ же заявляют, что в 2016 году экономический эффект от деятельности АМКУ увеличился в 1,5 раза и достиг 1400000000 грн. Будем надеяться, что сотрудничество АМКУ с Федеральной торговой комиссией США (программа технической помощи «Твининг») и с конкурентными ведомствами Германии и Литвы, которые начались в прошлом году, вскоре дадут свои результаты. В США, например, антимонопольные органы являются едва ли не самой грозой недобросовестных предпринимателей. Так надеемся, что конкуренция на продовольственном рынке, в том числе и ценовая, будет защищена.

Оксана Полищук, Киев

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru