Поиск по сайту
Новости

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель

  1. цитаты

Василий Великий, Святой Василий (329-379) - святой, архиепископ Кесарии Каппадокийской в Малой Азии, выдающийся церковный деятель, один из Отцов Церкви и самых почитаемых на Руси святых.
Память святого Василия Христианская Церковь чтит 1 января (14 января по новому стилю) и 30 января (12 февраля по новому стилю) - Собор трех святителей.

Сколько отнимешь от тела,
столько добавишь силы души
Праздник Василий Великий

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийский Церкви, и не одно только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительным », - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Эмилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в имении принадлежавший его родителям на реке Ирис, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителя Каппадокии - Григория Чудотворца (память 17 ноября). Начальное образование Василий получил под руководством отца, затем он учился в лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического образования.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми знаниями: «Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествоиспытатель, имел глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - «это был корабль, столь нагруженный ученостью, насколько это возможно вместить человеческой природе». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позже, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили уровне надежды и на деле - в учебе ... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних ».

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцив, желающих поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни

Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцив, желающих поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Мокриной и уехали в фамильное поместье на реке Ирис и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как толкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем святитель совершил путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Эмилии и Мокрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в их доме, без кровли, не было очага, пища была скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От тяжелой работы мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только рубашку и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В одиночестве святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе монахов написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному совершенствованию христиан Каппадокии и Понта; много погрузились в него. Образовывались мужские и женские монастыри.

Во время царствования Констанция (337 - 361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. «Но, видя, - как повествует Григорий Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, с человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал проявлять неприязнь к нему». Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он ушел в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364 - 378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - «стояла большая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным, толкователем Слова Божия, жезлом старости, опорой верных по делам внутренних, самым деятельным в делах внешних». С тех пор и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелева соображений предоставил арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «кормление нищих, чужаков, забота о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположению молитв (Литургия), благоукрашення алтарей и прочее». После смерти епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу поздравил дарения Каппадокии такого епископа, как Василий, который прославился святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным постановкой второго епископа, а отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма Церквей, епископам, клиру, частным лицам. Разоблачая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправляющий в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, прибыл в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертью. «Все это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме старого и изношенного одежды и немногих книг, в которых состоит все мое богатство. Изгнание нет места для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу, не мое, и везде, куда меня бы не бросили, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А муки что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и работаю, к Которому давно я стремлюсь ». Правитель был удивлен таким ответом. «Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал такие же слова. Во всем остальном мы добрые, смиренные всякого, и не только перед такой мощью, но и перед каждым, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда, все остальное считая ничто, смотрим только на Него Единого, тогда огонь, меч, звери и железо, свое тело, скорее будет для нас удовольствием, чем напугает ».

Доложив Валенту о непоколебимости святого Василия, Модест сказал: «Побежденные мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих изгнания Василия. «В день Богоявления, при большом количестве народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме начался псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел множество народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, как в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении ».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом выполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякую гордыню. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру монахов, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от налогов. Все свои личные средства и доходы своей церкви он использовал в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиница и дом для приема.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Скончался святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед смертью святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

После представления святого Василия Церковь немедленно стала чествовать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове на день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий розвьязалався от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому этот блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, сбросив тело, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Поэтому-то и установлено в настоящее день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством ».

цитаты

  • Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
  • Доброе деяние никогда не пропадает даром. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, вылилась на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обычно приносит вознаграждение.
  • Добытое трудом с радостью и принимается, и сохраняется; а то, что получено без труда, то быстро исчезает.
  • Злой не видит, что есть зло.
  • Когда радуется сердце, расцветает лицо.
  • Насильственное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души слушателей.
  • Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» - верный закон каждому повелевает своей жизнью хвалиться.
  • Не слова вызывают боль, но наглость и высокомерие, что нас обидели.
  • Если огорчил кто тебя - не горюй, потому что ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
  • Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть Не бойся.
  • Меру подходит спать мертвым, а не живым.
  • Трем лицам козни клеветник: оклеветанный, тому, кто слушает, и самому себе.
  • Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоей сундуки, принадлежит обнаженном; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедному.
  • Целомудрие в старости - не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец НЕ венчается.

А муки что могут сделать мне?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru