Поиск по сайту
Новости

Украинцы против тоталитарной системы История шестидесятников - 5 канал

24 августа 1991-го. После провала путча в Москве, в Киеве на чрезвычайное заседание собирается Верховная Рада УССР. Принимают Акт провозглашения независимости Украины. В зал под куполом вносят сине-желтый украинский флаг. Во главе процессии люди, без которых этот праздник был бы невозможен. Люди, которые боролись за свободу против тоталитарной системы в годы, когда она казалась прочной как никогда. Так называемые шестидесятники.

5 марта 1950-го МГБ СССР удалось установить местонахождение командующего Украинской повстанческой армией генерала Романа Шухевича. При попытке гебистов захватить убежище Шухевич открыл огонь. Одного из нападавших убил, других сбил с ног, и вырвался на улицу. Однако был застрелен очередь из автомата. Еще четыре года обязанности Главного командира УПА исполнял Василий Кук, пока не был схвачен. К тому времени УПА фактически прекратило борьбу, однако после смерти Сталина уже зарождался новый движение сопротивления.

Год 1956-й. Москва. После закрытия 20-го съезда КПСС новый лидер партии Никита Хрущев произносит перед первыми лицами секретный доклад "О культе личности и его последствиях», в которой рассказывает о преступлениях сталинизма. Как вспоминал один из участников того закрытого заседания: "В зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга ...". Началась так называемая оттепель. По ее волны в Украине появляются очаги нового сопротивления. Так, еще недавно убежденный коммунист Левко Лукьяненко в 1958-м вместе с единомышленниками основывает подпольную партию - Украинский рабоче-крестьянский союз.

Левко Лукьяненко, политвязень: Я не принадлежу ни к шестидесятников, ни к диссидентам. Между Украинской Повстанческой Армией и диссидентами есть промежуток. В этом промежутке есть полдесятка организаций, которые были бандеровского направления. Они думали воевать с оружием, хотя оружия уже не имели. Я продолжатель оныя борьбы. То есть я в промежутке между бандеровцами и последующим движением.

Украинский рабоче-крестьянский союз разоблачили. В мае 1961-й Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу. После 72 дней, которые узник провел в камере смертников приговор заменили на 15 лет лагерей.

Между тем оттепель давала новые ростки. В Киеве ЦК Комсомола инициировало создание Клуба творческой молодежи.

Иван Драч, писатель КТМ был интересен тем, что сюда приходили не только писатели, музыканты, художники, но и кинематографисты, юристы, философы и тд. Этот мир интересен был, что-то новое открылось после той страшной жуткой зимы.

КТМ находился в кинозале "Октябрьского" дворца. Советская власть даже не подозревала, что собственными руками открывает бутылку с джином свободы. Именно здесь, практически под носом у ЦК, вызревало целое поколение бунтарей. И хотя они изначально не интересовались политикой, политика заинтересовалась ими.

Василий Овсиенко, политзаключенный: Это власть сама подталкивала шестидесятников на политическую платформу в состояние своих врагов.

Подобные клубы возникли во Львове, Харькове, Одессе и Днепропетровске. Они устраивали поэтические вечера, неформальные выставки, спектакли, кинопоказы, слушали джаз. Все дышало молодостью и свободой. Украинский свободой.

Иван Драч: А клуб творческой молодежи, чтобы я не змоскализувався совсем, то провожал меня каждый раз в Москву. Я возвращался в Москву и человек 20-30-40 и все на вокзале были. Хохотали, пели, танцевали, бесились, как могли. Это для меня такой клуб творческой молодежи.

В Клуб принадлежали Лина Костенко, Иван Светличный, Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Михайлина Коцюбинская, Алла Горская, Людмила Семыкина, Лесь Танюк, Василий Стус, Иван Драч, Николай Винграновский, Ирина Жиленко, Вячеслав Чорновил, Михаил Брайчевский, много других талантливых молодых людей. С этим кругом сблизились старшие украинские патриоты, которые выжили в сталинской мясорубке Борис Антоненко-Давидович, Григорий Кочур, Надежда Суровцева.

Год 1962-й, апрель. В Киевском Клубе Творческой Молодежи создают комиссию для проверки данных о массовых захоронениях жертв сталинских репрессий под Киевом. Так сказать решение 20-го съезда партии - в жизнь.

Сегодня о преступлениях сталинизма в Быковне известно всем. Тогда, в начале 60-х об этом говорили шепотом. Доклад Хрущева о культе личности все еще была закрыта. Молодое же поколение решило называть вещи своими именами вслух.

Алексей Зарецкий, сын диссидентов Виктора Зарецкого и Аллы Горской Клуб творческой молодежи находился в тогдашнем Октябрьском дворце, ну и сейчас по инерции так называют. И старшие работники рассказали, что здесь находился НКВД в 30-е годы. И отсюда вывозили трупы в Быковне.

Лесь Танюк "Убитый талант", воспоминания из книги "Красная тень калины": "Комиссия КТМ начала проверять слухи об ужасных сталинских захоронения. Года 62 или 63 мы добрались туда, к Быковне, втроем - Горская, Симоненко и я. Место как место, холмы, трава, земля прогибается под ногами, пасутся козы, а на ровном месте посреди леса мальчишки играют в футбол. Василий: "а ты посмотри чем они играют". Пацаны играли маленьким детским черепом, простреленной дважды ... Алла отошла, расплакалась, долго не могла говорить. Местный дедушка навеселе рассказывал нам о том, что т ворилось после лета 1936 года "за зеленым забором", которым было ограждено это страшное место ... ".

Зарецкий: Тогда вернулись 15-20 писателей, не погибли в сталинских лагерях. И из них двое сохранили жизненные силы. Это Кочур и Антоненко-Давидович. Антоненко-Давидович без внутреннего цензора рассказывал о лагерях, о всех тех ужасах.

По результатам опроса местных жителей был составлен Меморандум, направленный власти - с требованием расследовать события 30-х годов, связанные с расстрелами в Быковне, с захоронениями жертв репрессий на склонах возле Октябрьского Дворца культуры, на Лукьяновском кладбище. Особенно проникся этой драмой поэт Василий Симоненко.

Лукьяненко: Василий Симоненко решался говорить то, что другие боялись. Он пришел на встречу с рабочими на завод "Арсенал". Полный зал, и там сидела женщина с ЦК. А он говорит: не думайте, рабочие, мы, писатели, дадим вам независимую Украину. Это вы, рабочие, должны сделать Украину независимой. Женщина ГК говорит: вы бы хотя бы при мне такого не говорили. А он отвечает: а вы не ходите туда, где я выступаю.

1962 вышла его знаковая, хотя небольшая сборник "Тишина и гром". В 1963-м Василий Симоненко внезапно попал в руки милиции.

Иван Драч: Я думаю, что это не случай. Его милиционеры с Смелой забрали и стали бить. Избили яростно и он после этого не мог себе дать совет.

Коллеги чуть разыскали Симоненко на второй день. Забрать его разрешили только после того, как вмешался секретарь Смоленского горкома партии.

После того избиения Симоненко тяжело заболел.

Драч: И он мне написал из больницы письмо, уже больной был. Я тебе пишу вверх брюхом, потому что на стороне не могу лежать, болит меня все. Я это письмо дал Светличному, а Светличного забрали, и нет того письма.

А уже через несколько месяцев, 13 декабря 1963 Василия Симоненко не стало.

Василий Симоненко

Год 1962-й. "По просьбам трудящихся" в СССР растут цены на основные продукты. Советской империей прокатывается волна рабочих протестов. В июле на забастовку поднимаются работники электровозостроительного завода в Новочеркасске Ростовской области. По приказу Хрущева, мирную демонстрацию у горкома партии встретила выстрелами армия - десятки убитых и раненых, организаторов арестовали и немедленно расстреляли. "Оттепель" заканчивается, начинается "закручивания гаек". Руководителем Компартии УССР назначают Петра Шелеста. Идейного коммуниста, крепкого хозяйственника, а еще - Украинский-интернационалиста одновременно.

В конце августа 63-го новый глава УССР проводит совещание с руководством управления КГБ. В своем докладе он обращает внимание, что в республике происходит оживление националистических элементов, имеют место проявления антисоветизма, распространение листовок. КГБ восприняло это как указание к действию.

24 мая 1964-го в Киеве большой пожар. Горела библиотека академии наук УССР. По странному совпадению, огонь больше повредил отдел украинистики, в частности древние рукописи. КГБ "назначило" виновным работника отдела марксизма-ленинизма ПОГРУЖАЛЬСКИЙ, однако творческая молодежь видела в пожара руку самого КГБ. В частности, начал распространяться самиздатовский памфлет "По поводу процесса над Погружальским", написанный Евгением Сверстюком и Иваном Светличным.

Памфлет "По поводу процесса над Погружальским": "Выморив голодом миллионы украинский в 1933-м, закатувавшы лучших представителей нашей интеллигенции, душа малейшую попытку мыслить, из нас сделали покорных рабов ... Не утешайте себя вечной истиной о бессмертии народа - его жизнь зависит от нашей готовности постоять за себя ".

Собственно тогда, в середине 60-х самиздат стал популярнее официально печатные издания. Особой популярностью пользовалась книга Ивана Дзюбы "Интернационализм или русификация?». Она стала своеобразным манифестом шестидесятников и разошлась по Украине тысячами копий.

Овсиенко: Иван Дзюба написал свою "Интернационализм ..." вполне с марксистско-ленинских позиций. Несколько лет этот труд ходила в самиздате, но не считалась антисоветской. Только в 72 году ей выписали ярлык, она антисоветская, клеветническая и ее начали сажать, в том числе самого Дзюбу.

Более того, Первый секретарь ЦК КПУ Петр Шелест лично прочитал рукопись Дзюбы и приказал ознакомить с ней высших партийных чиновников.

Овсиенко: Более того, Шелест симпатизировал Ивану Дзюбе, и он несколько лет сдерживал его арест. Было выдано эту работу каким-то образом, гектографе или как, и разослано первым секретарям обкомов, ректорам университетов, мол, для критики.

Сын Петра Шелеста Виталий вспоминал: "Интересная ситуация с книгой Ивана Дзюбы" Интернационализм или русификация? ". Она была у отца почти настольной. Он ее читал, плевался, говорил, что так нельзя, я отвечал, что есть факты, их надо осмысливать ".

Чуть раньше, в 64-м произошло несколько знаковых событий. В Москве - дворцовый переворот, поддержанный в том числе и Петр Шелест. В его результате Хрущев отстранен от власти, его место занял Леонид Брежнев. А еще в этом году Сергей Параджанов снял фильм "Тени забытых предков".

Работая над сценарием "Теней" по повести Михаила Коцюбинского в помещении закарпатского писателя Ивана Чендея Параджанов часто задевал запретные темы. При этом шутил: "Мне не смогут пришить украинский буржуазный национализм, я армянин". Ошибся. Первая волна арестов прошла в августе-сентябре 1965 Арестовали 25-ро шестидесятников. Центральным сюжетом, объединял большинство возбужденных уголовных дел, стал памфлет "По поводу процесса над Погружальским", хранение и распространение которого инкриминировалось почти всем арестованным.

Тени забытых предков

4 сентября 1965, Киев. В кинотеатре "Украина" премьера фильма "Тени забытых предков" Параджанова. После показа Иван Дзюба выскочил на сцену и громко заявил об арестах. Начался хаос. Слово взял Вячеслав Чорновил, призвал всех, кто протестует против арестов встать с места.

Справка КГБ УССР: "Некоторая часть зрителей возгласами одобрения и аплодисментами пыталась поддержать Дзюбу. Большинство граждан с возмущением реагировали на выступление Дзюбы, требуя призвать его к порядку. Выступление Дзюбы вмешательством администрации кинотеатра было прервано. В 22 часов после окончания демонстрации фильма один из зрителей ( личность устанавливается) стал кричать: "Где же правда? Почему не дают говорить правду? ".

В дополнительной справке, датированной 20 октября 1965, сообщалось: "Человеком, который выкрикивала 4 сентября 1965 в кинотеатре" Украина "слова:" Где же правда? Почему не дают говорить правду? ", Оказался Василий Стус.

13 - 18 апреля 1966 на традиционно закрытом заседании Львовский областной суд рассматривал дело по обвинению Богдана Горыня, его брата Михаила, Мирославы Зваричевская и Михаила Осадчего. Следователи обвинили последнего в том, что получал от Ивана Светличного и Богдана Горыня антисоветскую литературу. Антисоветской литературой оказался частности договор Богдана Хмельницкого с царем Алексеем Михайловичем 1654 года. 15 апреля по Львова из Киева прибыла "группа поддержки", которая пикетировала суд. Скандировали "Позор!" суда и "Слава!" подсудимым, бросали им к ногам цветы.

Драч: Это тогда Лина Костенко была, Чорновил, я, львовские писатели. Мы с Линой расшевелили львовских писателей. Они пришли на эти аресты. Лина бухала кулаком в тот автобус, где сидели заключенные. А Чорновил, где-то там ему доносили, кто там себя вел и он говорил: тот вел себя на "5", то на "3", то на "4". Я смотрел на него и думал, что я бы не хотел, чтобы ты мне ставил эти оценки.

Вячеслав Чорновил отказался свидетельствовать в закрытом процессе, сделал по этому поводу заявление и положил на барьер для подсудимых букетик тюльпанов, за что Ленинский нарсуд Львова 8 июля 1966 осудил его на 3 месяца принудительных работ. Лина Костенко и Иван Драч на встрече в редакции журнала "Октябрь" предложили выступить в защиту обвиняемых. Конкретным шагом было направлено в суд ходатайство львовских писателей о взятии на поруки Богдана Горыня. Однако ни протесты, ни просьбы суд во внимание не принял.

Овсиенко: Тогда в Москве были арестованы Даниэль и Синявский, а в Украине пришло указание и арестовали деятелей самиздата. Эти аресты были проведены поспешно и необязательно самых известных личностей, а так - кто попался. В них, по-моему, была проба первых арестов. Они сами еще толком не знали.

Михаила Горыня осудили на 6 лет, Богдана Горыня - на С, Михаила Осадчего - на 2 года. Mирославу Зваричевская осудили на 8 месяцев лишения свободы, то есть на время пребывания в следственном изоляторе КГБ, Афанасий Заливаха получил 5 лет мордовских лагерей, Валентин Мороз - 4 года, Иван Гель - три.

Василий Овсиенко: Аресты 65 года не испугали шестидесятников. Напротив возбудили интерес, появились письма на подпись. Так называемые "подписанты". Лина Костенко отличилась, собирая подписи у таких людей, как Антонов, Глушков, академик Белецкий. И они подписывали, потому что это Лина Костенко приходила. Как ей нельзя было отказать.

После арестов самиздат разгулялся не на шутку. Появилось море литературы диссидентов и о диссидентах. В 69-м начал "ходить" по рукам "Украинский вестник" Чорновила. За неделю - далее. Незнание истории не освобождает от ответственности.

Олег Криштопа, Ульяна Глибчук, "Машина времени"

Особой популярностью пользовалась книга Ивана Дзюбы "Интернационализм или русификация?
Сын Петра Шелеста Виталий вспоминал: "Интересная ситуация с книгой Ивана Дзюбы" Интернационализм или русификация?
В 22 часов после окончания демонстрации фильма один из зрителей ( личность устанавливается) стал кричать: "Где же правда?
Почему не дают говорить правду?
В дополнительной справке, датированной 20 октября 1965, сообщалось: "Человеком, который выкрикивала 4 сентября 1965 в кинотеатре" Украина "слова:" Где же правда?
Почему не дают говорить правду?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru