Поиск по сайту
Новости

"В этом году Стусу исполнилось бы 80 лет. Вы видите какие-то события, акции приуроченные к этому?». О кино и не только

Красные флаги, коммунистические лозунги и другая советская символика "украсила" Крещатик. Такой «дизайн» был создан ради сцены фильма "Птица души" о Василия Стуса. В этом году ему - Герой Украины, борцу за правду исполнилось бы 80 лет. Именно его имя пока имеет виш-переселенец - Донецкий национальный университет, основанный в Виннице. Проект фильма победил на 10-м питчинг Госкино. Общий бюджет около 40 млн. Грн., Из них почти половину выделяет государство. Режиссер фильма - Роман Бровко, а роль главного героя, то есть Василия Стуса, выполняет Дмитрий Ярошенко. Что общего между В.Стусом и О.Сенцовим и о новых украинских киногероев рассказали "ОстроВу" авторы идеи и сценария Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов.

-Вы раньше называли себя "мыловар"? Почему?

Артемий: Мы действительно в шутку так говорили в одном из интервью. Тогда как раз мы написали синопсис (сюжет фильма) и первые пять серий сценария к приключенческого мелодраматического сериала "Ефросинья" (750 серий), имевший большой потенциал. Это было в период работы на "Киевтелефильм".

-Это была ваша первая совместная работа?

Артемий: Нет. К этому совместно работали над новогодним мюзиклом "Солдаты 2006" для Нового канала. Это была первая сценарная работа. Затем написали сценарий к первому русскоязычного сериала "Друзья" для «Первого национального», который имел хорошие рейтинги в то время.

Затем написали сценарий к первому русскоязычного сериала Друзья для «Первого национального», который имел хорошие рейтинги в то время

Артемий Кирсанов и Сергей Дзюба

-Сценарий к фильму "Птица души" - это первая ваша совместная работа, имеющая документально-историческую основу?

Сергей: В определенной степени, да. Но до этого, еще в 2015 году мы писали сценарий к фильму "Позывной Бандерас", где также в основе - реальные факты сегодняшнего дня.

-Почему именно фигура Стуса заинтересовала?

Сергей: Мы искали интересную тему для написания фильма. Когда начали исследовать его творчество, то она нам показалась очень интересной. Его стихи - довольно необычные. Это человек - поэт мирового уровня, европейский интеллигент, ни одной книги которой не было выдано при его жизни. Только после того, как его засадили в тюрьму, усилиями украинской диаспоры в Брюсселе выдали сборник.

Мы узнали, что в те времена была создана специальная комиссия по выдвижению Стуса на Нобелевскую премию. Некоторые сейчас отрицает, мол, если не было подано никаких документов, то и не было этого. Но есть известный факт, что М.Горбачев, который пришел тогда к власти, хотел получить премию мира, поэтому он мог как-то способствовать решению ситуации с Стасом.

И у нас возник вопрос - о каких событиях жизни Стуса надо делать фильм? Решили сосредоточитесь на последних 6 днях жизни поэта в лагере. Именно в этот период к нему приезжали какое-то начальство из Киева, но кто именно неизвестно. 28 августа 1985 Стуса перевели в карцер, где через несколько дней он скончался. По официальной версии - остановка сердца. Но те, кто с ним сидел, говорят, что скорее всего его убили. Как будет в сценарии, пусть останется пока тайной.

Артемий: Поэзия Стуса - это не некое "чтиво" перед сном. Он сам говорил, что его поэзию нужно читать и перечитывать. Василий Стус - это Шевченко настоящее, сегодняшний пророк. Как по мне, то он мощный поэт.

Сергей: Интересный момент - наибольшее количество языковых новообразований можно встретить в стихах Стуса. Он придумывал новые словосочетания. И те, кто сейчас хочет обогатить свой язык, то читайте его поэзию. И это, кстати, была опасность Стуса для власти. С одной стороны - всем гражданам союзных республик было разрешено разговаривать на их языке, а с другой - советский режим пытался всех заставить говорить по-русски.

В этом году Стусу исполнилось бы 80 лет. Вы видите какие-то события, акции приурочены к этому? Ничего вообще нет. Нас это, мягко говоря, удивляет. Мы начали флешмоб в Фейсбуке для актеров - прочитать стихотворение Василия Стуса. И рады, что многие люди откликнулись.

Артемий: Кстати, перед питчингом мы проводили соцопрос среди киевлян . Некоторые отвечали, что Стус - это футболист или певец. Только одна девушка прочитала стихотворение поэта.

- В основе фильма, то есть, сценария, - реальные события, а конфликт вымышленный - что именно?

Артемий: Вымышленным есть только один персонаж, который приехал в Стуса. Мы не знаем кто это был на самом деле, но факт, что кто-то навещал поэта. Именно этот персонаж олицетворяет метафорически всю советскую власть, он приехал с одной задачей - сделать так, чтобы Стус покаялся. Поэт всю жизнь боролся с системой СССР всевозможными методами. Он "общался" с тогдашней властью через письма - апеллировал к системе по поводу ареста своих друзей, писал протесты, начинал голодовку. Даже в его личном деле указано: "очень разговорчивый". Нам хотелось показать конфликт - через это общение как способ его борьбы и непокорности системе. У всех людей есть какие-то слабые места, - и Стус не исключение. И в этом завязана коллизия фильма. Мы акцентируем - этот фильм не для тех, кто знает жизнь Стуса от А до Я.

Сергей: Это не биографический фильм о Стуса, а прежде всего, это история о несокрушимый дух, как пример человека, который был настроен очень романтично к советской власти. Стус искренне надеялся на реакцию по несправедливости. А потом поэт понял, что это круговая порука и никто своих трогать не будет. Кстати, Левко Лукьяненко рассказывал нам о Стуса. По его словам, поэт никогда ни на какие компромиссы не шел.

Артемий: Да, Стус был романтической натурой по жизни. Он не мог пройти и закрыть глаза на какие-то события, например как самосожжения Василия Макуха. (Именно эту сцену из фильма недавно снимали на Крещатике в Киеве - ред). Тогда все промолчали, а он написал стихотворение который вошел в материалы его дела за антисоветскую деятельность.

Ситуация с Стасом очень похожа, собственно, на то, что случилось с украинским режиссером Олегом Сенцов, которого засадили в России по надуманным обвинениям. Эти процессы очень похожи. Фильм не только о прошлом, но и о настоящем, о нашей борьбе, который продолжается и до сих пор на востоке страны.

-Вы много изучали документов о Стуса, общались с его друзьями. Что именно вас поразило?

Артемий: Все документы есть в свободном доступе в интернете: скан оригинала и текстовый формат. Работали среднем за два года над сценарием. Сначала собирали материал, потом делали первый драфт для питчинг, а впоследствии активно общались с его современниками и всеми, кто знал его лично. Например, член Украинской Хельсинской Группы, политзаключенный, публицист, историк диссидентского движения, сотрудник Харьковской правозащитной группы Василий Овсиенко показывал реальную робу в которой они ходили в тюрьме, заметки Стуса, ключи от камеры, фото. У него дома почти мини-музей. Кстати, Овсиенко очень хорошо читает поэзию Стуса, потому что запомнил как это делал сам поэт.

Когда мы общались с Маргаритой Довгань, то она рассказала интересную историю. Она приехала в госпиталь, чтобы поздравить с Рождеством ребят из АТО, то один из них признался, что выжить в плену боевиков в Донецкой ему помогла поэзия Стуса. Наших бойцов держали в каком-то доме, там он нашел сборник Стуса и начал читать. По словам воина, эти стихи вдохновили его выжить в плену. Это нас тоже поразило.

Сергей: Есть ли смысл бороться человеку, и при этом не сломаться, когда тебя убивают? Стус доказывает, что есть смысл в самой борьбе - если ты не победишь, то твой опыт будет примером для потомков. Поэтому в фильме определенной степени мы сравниваем эту борьбу Стуса с борьбой, что происходит на Донбассе. Такие личности как Стус вдохновляют.

Добавлю, что среди консультантов сценарию мы сотрудничали с аспирантом Кембриджского университета, который делает диссертацию на тему Стуса - Богданом Токарским, и профессором, ведущим научным сотрудником Отдела украинской литературы ХХ века Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины - Людмилой Тарнашинская.

А не перекликается фильм "Птица души" с кинолентой "Красный", где тоже герой борется против системы?

Сергей: Только в том смысле, что оба фильма - это патриотическое кино. В "Красном" тоже идет речь о борьбе, но масштаб и жанр совсем другой.

Артемий: "Красный" - это исторический боевик, а "Птица души" - это более психологическая драма. Фигура Стуса интересна тем, что он еще был поэтом, творческим человеком.

-С вами советовались по актера на главную роль?

Сергей: Сначала был утвержден другой актер. Мы высказали свои сомнения относительно него, а затем уже утвердили Дмитрия Ярошенко. Вообще было около 50 кандидатов на эту роль.

Артемий: В Ярошенко есть хороший потенциал сыграть роль прилично: есть внутренние и внешние составляющие. Мы верим в то, что это будет качественная актерская работа.

Актер Дмитрий Ярошенко

-Первый съемочный день на Крещатике вызвал некоторые спорные моменты среди творческого сообщества и не только.

Артемий. Так, некоторые писали, что не продавали в то время открыто на улицах апельсины и лимоны, мол, зачем вы такое снимаете. Мы акцентируем, что во-первых - это художественный фильм. Во-вторых - у Стуса стихотворение, где есть строки: "О, он горел, как поросенок, жареное принуждением, -налетив на людей, культурно себе стояли в очереди за цитринами". Возможно, тогда их и не продавали открыто, а где-то в магазине. Но режиссеру нужно визуализировать эти строки, а продюсерам уложиться в бюджет фильма. Кстати, сейчас, не каждый человек знает что такое лимона, у нас так не говорят в быту. Мы понимаем, что в любом случае будут возмущены критики, зрители.

Сергей: Меня спрашивали в Фейсбуке, будет русский язык в фильме. Да, будет 10%. И начался шум, мол, что это за "языковая шизофрения". Я хочу спросить, как вы представляете себе показать проблему, когда люди отказываются говорить на украинском, не используя русский язык ?! Это нонсенс. Есть момент, где Стус пишет письмо Малышко о том, что на Донбассе убивают украинский язык, в Донецке нет ни одной украинской школы.

- В "Киборг" тоже звучит русский язык, но это не снижает ценность фильма.

Артемий: Ахтем Сеитаблаев (режиссер "Киборг" - ред) говорил, что в аэропорту действительно было много русскоязычных украинских патриотов. Мы говорим о временах, когда жил Стус. И тогда украинский язык подвергался серьезным пыток. В Пермской тюрьме следователи будут разговаривать на украинском языке, или как ?!

Вы говорили, что чуть раньше ваш сценарий к фильму "Позывной Бандерас" победил на питчинг. Насколько мне известно, фильм уже снят и премьера запланирована на этот год. Когда именно?

-Сергей: Да, премьера запланирована на 11 октября.

-В фильме идет речь о современной реальность - события на Донбассе, но тоже историческое. Чем вас заинтересовала эта тема?

-Сергей: - С начала АТО мы искали материал, чтобы написать интересный захватывающий сценарий. Познакомились с бойцами, волонтерами. Впоследствии вышли на интересного парня, Сергея с позывным Индеец, который был барменом в Киеве, а затем поехал добровольцем в АТО. Он предоставил свои дневники - о жизни на фронте, фото, видео. Сам он чудом выжил в аварии, когда грузовик въехал в автобус с военными. Также он участвовал в боях за освобождение Славянска. И мы начали пробовать писать сценарий. Это детектив с элементами триллера. Группа разведчиков приезжает в поисках русского диверсанта.

Артемий: Начинается с того, что российский диверсант "Ходок", работает под видом украинского военного. Наш герой Антон Саенко с позывным Бандерас (производное от фамилии актера Антонио Бандерас) должен предотвратить диверсии. Коллизия в том, что Бандерас родом из этого села, он ненавидит его, и если бы не война он сюда бы ни за что не вернулся. То есть еще внутренний конфликт в героя. Мы всегда думаем о том, что интересно зрителю, поэтому решили сделать такую ​​военную детективную историю.

-На питчинг было заявлено, что главную роль должен был сыграть Анатолий Пашинин, но режиссер Заза Буадзе выбрал Олега Шульга. Вы уже видели какие-то материалы фильма? Довольны актерской работой?

Артемий: Мы же не знаем, как бы сыграл Пашинин. И влиять на выбор актеров не можем, это решение режиссера.

Сергей: Кстати, в Пашинин есть моменты схожи с жизнью главного героя: он сам из Запорожья, рядом с Донбассом, вернулся из России и сейчас воюет добровольцем на фронте. Его очень заинтересовал сценарий, но режиссер увидел другого актера в этой роли.

ФОТО 05

-Последние два фильма - фактически о герое современности в различных обстоятельствах. Насколько спрос на такого героя востребован среди украинского зрителя? Ведь до войны была совсем другая тематика и кинорынок был в основном заполнен российской продукцией.

-Артемий: Да, было много "фильмов-однодневок" российского производства. А мы были фактически придатком роскомпаний. До войны все ориентировались на Россию, пробиться украинском кинопродукта было не легко.

Сергей: Когда мы писали сценарий к "Позывной Бандерас", то мы пытались предложить его ТВ-каналам, но никто не хотел рисковать, мол, должно пройти время, нужно переосмыслить эту войну. После выхода "Киборг" ситуация изменилась. И сейчас эта тема - патриотического кино стала главной, начали выделять финансирование.

Мы стараемся делать сценарии к фильмам, которые будут вдохновлять зрителя.

Артемий: Например, Стус пронес свой крест, как и Иисус, который шел на Голгофу, а не продался ни за что. Стус знал, что его будут шпынять, запугивать, но он не обратил со своего пути, доказав, что убить физически его можно, но не сломать морально.

-Украинское кино, пока, в чем нуждается в первую очередь, чтобы достойно представить себя на международных кинофестивалях?

Артемий: Чем больше будет снято фильмов на любой вкус - тем лучше. Для того, чтобы у нас появились фильмы, которые конкурировали с европейскими и американскими, необходимо, чтобы наши актеры должны практику съемок. У нас много талантовитих актеров, но не все имеют богатый опыт киносъемки, работы над ролью в фильме. Это связано с тем, что долгое время на нашем кинорынке был определенный период застоя.

Конечно, нужно достойное финансирование, чтобы оно не прекратилось. Например, в России никогда вообще не стоял вопрос - вкладывать деньги в кино. И поэтому у них, в отличие от нас, всегда есть свои герои. Если бы еще с 1990-годов начали через кино рассказывать жителям Донбасса, Крыма - об отношениях с РФ, таких украинский как Стус, может быть не было бы, такой ситуации в 2014 году.

Сергей: Не требуется надеяться только на государство. Необходимо создавать кинокомпании, будут производить фильмы и для внутреннего рынка. У нас много есть фигур, о которых можно снимать кино, потому что Украине нужны герои-артефакты.

-Вы раньше сотрудничали с российскими кинокомпаниями. Сейчас предложения получаете?

Артемий: С 2014 года мы с РФ не работаем. Возможно, когда ситуация изменится, там будет другая власть, Крым вернется, тогда посмотрим. Многие из российской киноиндустриии считает, что они якобы причастны к событиям на Донбассе - мол, это только политики, но мы с вами делаем кино и имеем хорошие отношения.

Сергей: Очень сложно морально работать с русскими после агрессии. Вообще, нам и в Украине хватает работы и с удовольствием работаем над новыми идеями.

Ирина Голиздра, "ОстроВ"


Вы раньше называли себя "мыловар"?
Почему?
Это была ваша первая совместная работа?
Почему именно фигура Стуса заинтересовала?
И у нас возник вопрос - о каких событиях жизни Стуса надо делать фильм?
Вы видите какие-то события, акции приурочены к этому?
В основе фильма, то есть, сценария, - реальные события, а конфликт вымышленный - что именно?
Что именно вас поразило?
А не перекликается фильм "Птица души" с кинолентой "Красный", где тоже герой борется против системы?
С вами советовались по актера на главную роль?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru