Поиск по сайту
Новости
Легитимность голосования контролировала армия наблюдателей
Эти выборы для Приморья были значимыми не только тем, что регион, наконец, определился и выбрал главу. Поучаствовать в них решило рекордное число жителей, начиная с 2014 года - с момента возврата выборов

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ: СЧЁТ ИДЁТ НА ЧАСЫ
Всего больше суток осталось до события, от которого одни ждут откровения, а другие на его результаты особо не надеются. 18 сентября мы будет определять новый состав Государственной Думы 7 созыва. У сотрудников

Протокол об итогах голосования
Общие требования к форме протокола об итогах голосования определены статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

Помещение для голосования
Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Голосование в Смоленске показало реальный рейтинг партии власти
В городе Смоленске прошли "идеальные  выборы", которые можно сравнить с лабораторным экспериментом. Ничего подобного в нашем городе еще не происходило, а значит, пример Смоленска вполне заслуживает

Накрутка голосований бесплатно или заказать?


Роналду vs Месси: кто лучше в этом году?


Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества
Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества 1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними

Что такое народное всеобщее голосование?
В отличие от выборов, на которых формируются органы представительной демократии (избирается глава государства, депутаты законодательных органов власти) народное всеобщее голосование это прямое, непосредственное

Статья 37 Закон об ООО. Порядок проведения общего собрания участников общества
1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным

"В этом году Стусу исполнилось бы 80 лет. Вы видите какие-то события, акции приуроченные к этому?». О кино и не только

Красные флаги, коммунистические лозунги и другая советская символика "украсила" Крещатик. Такой «дизайн» был создан ради сцены фильма "Птица души" о Василия Стуса. В этом году ему - Герой Украины, борцу за правду исполнилось бы 80 лет. Именно его имя пока имеет виш-переселенец - Донецкий национальный университет, основанный в Виннице. Проект фильма победил на 10-м питчинг Госкино. Общий бюджет около 40 млн. Грн., Из них почти половину выделяет государство. Режиссер фильма - Роман Бровко, а роль главного героя, то есть Василия Стуса, выполняет Дмитрий Ярошенко. Что общего между В.Стусом и О.Сенцовим и о новых украинских киногероев рассказали "ОстроВу" авторы идеи и сценария Сергей Дзюба и Артемий Кирсанов.

-Вы раньше называли себя "мыловар"? Почему?

Артемий: Мы действительно в шутку так говорили в одном из интервью. Тогда как раз мы написали синопсис (сюжет фильма) и первые пять серий сценария к приключенческого мелодраматического сериала "Ефросинья" (750 серий), имевший большой потенциал. Это было в период работы на "Киевтелефильм".

-Это была ваша первая совместная работа?

Артемий: Нет. К этому совместно работали над новогодним мюзиклом "Солдаты 2006" для Нового канала. Это была первая сценарная работа. Затем написали сценарий к первому русскоязычного сериала "Друзья" для «Первого национального», который имел хорошие рейтинги в то время.

Затем написали сценарий к первому русскоязычного сериала Друзья для «Первого национального», который имел хорошие рейтинги в то время

Артемий Кирсанов и Сергей Дзюба

-Сценарий к фильму "Птица души" - это первая ваша совместная работа, имеющая документально-историческую основу?

Сергей: В определенной степени, да. Но до этого, еще в 2015 году мы писали сценарий к фильму "Позывной Бандерас", где также в основе - реальные факты сегодняшнего дня.

-Почему именно фигура Стуса заинтересовала?

Сергей: Мы искали интересную тему для написания фильма. Когда начали исследовать его творчество, то она нам показалась очень интересной. Его стихи - довольно необычные. Это человек - поэт мирового уровня, европейский интеллигент, ни одной книги которой не было выдано при его жизни. Только после того, как его засадили в тюрьму, усилиями украинской диаспоры в Брюсселе выдали сборник.

Мы узнали, что в те времена была создана специальная комиссия по выдвижению Стуса на Нобелевскую премию. Некоторые сейчас отрицает, мол, если не было подано никаких документов, то и не было этого. Но есть известный факт, что М.Горбачев, который пришел тогда к власти, хотел получить премию мира, поэтому он мог как-то способствовать решению ситуации с Стасом.

И у нас возник вопрос - о каких событиях жизни Стуса надо делать фильм? Решили сосредоточитесь на последних 6 днях жизни поэта в лагере. Именно в этот период к нему приезжали какое-то начальство из Киева, но кто именно неизвестно. 28 августа 1985 Стуса перевели в карцер, где через несколько дней он скончался. По официальной версии - остановка сердца. Но те, кто с ним сидел, говорят, что скорее всего его убили. Как будет в сценарии, пусть останется пока тайной.

Артемий: Поэзия Стуса - это не некое "чтиво" перед сном. Он сам говорил, что его поэзию нужно читать и перечитывать. Василий Стус - это Шевченко настоящее, сегодняшний пророк. Как по мне, то он мощный поэт.

Сергей: Интересный момент - наибольшее количество языковых новообразований можно встретить в стихах Стуса. Он придумывал новые словосочетания. И те, кто сейчас хочет обогатить свой язык, то читайте его поэзию. И это, кстати, была опасность Стуса для власти. С одной стороны - всем гражданам союзных республик было разрешено разговаривать на их языке, а с другой - советский режим пытался всех заставить говорить по-русски.

В этом году Стусу исполнилось бы 80 лет. Вы видите какие-то события, акции приурочены к этому? Ничего вообще нет. Нас это, мягко говоря, удивляет. Мы начали флешмоб в Фейсбуке для актеров - прочитать стихотворение Василия Стуса. И рады, что многие люди откликнулись.

Артемий: Кстати, перед питчингом мы проводили соцопрос среди киевлян . Некоторые отвечали, что Стус - это футболист или певец. Только одна девушка прочитала стихотворение поэта.

- В основе фильма, то есть, сценария, - реальные события, а конфликт вымышленный - что именно?

Артемий: Вымышленным есть только один персонаж, который приехал в Стуса. Мы не знаем кто это был на самом деле, но факт, что кто-то навещал поэта. Именно этот персонаж олицетворяет метафорически всю советскую власть, он приехал с одной задачей - сделать так, чтобы Стус покаялся. Поэт всю жизнь боролся с системой СССР всевозможными методами. Он "общался" с тогдашней властью через письма - апеллировал к системе по поводу ареста своих друзей, писал протесты, начинал голодовку. Даже в его личном деле указано: "очень разговорчивый". Нам хотелось показать конфликт - через это общение как способ его борьбы и непокорности системе. У всех людей есть какие-то слабые места, - и Стус не исключение. И в этом завязана коллизия фильма. Мы акцентируем - этот фильм не для тех, кто знает жизнь Стуса от А до Я.

Сергей: Это не биографический фильм о Стуса, а прежде всего, это история о несокрушимый дух, как пример человека, который был настроен очень романтично к советской власти. Стус искренне надеялся на реакцию по несправедливости. А потом поэт понял, что это круговая порука и никто своих трогать не будет. Кстати, Левко Лукьяненко рассказывал нам о Стуса. По его словам, поэт никогда ни на какие компромиссы не шел.

Артемий: Да, Стус был романтической натурой по жизни. Он не мог пройти и закрыть глаза на какие-то события, например как самосожжения Василия Макуха. (Именно эту сцену из фильма недавно снимали на Крещатике в Киеве - ред). Тогда все промолчали, а он написал стихотворение который вошел в материалы его дела за антисоветскую деятельность.

Ситуация с Стасом очень похожа, собственно, на то, что случилось с украинским режиссером Олегом Сенцов, которого засадили в России по надуманным обвинениям. Эти процессы очень похожи. Фильм не только о прошлом, но и о настоящем, о нашей борьбе, который продолжается и до сих пор на востоке страны.

-Вы много изучали документов о Стуса, общались с его друзьями. Что именно вас поразило?

Артемий: Все документы есть в свободном доступе в интернете: скан оригинала и текстовый формат. Работали среднем за два года над сценарием. Сначала собирали материал, потом делали первый драфт для питчинг, а впоследствии активно общались с его современниками и всеми, кто знал его лично. Например, член Украинской Хельсинской Группы, политзаключенный, публицист, историк диссидентского движения, сотрудник Харьковской правозащитной группы Василий Овсиенко показывал реальную робу в которой они ходили в тюрьме, заметки Стуса, ключи от камеры, фото. У него дома почти мини-музей. Кстати, Овсиенко очень хорошо читает поэзию Стуса, потому что запомнил как это делал сам поэт.

Когда мы общались с Маргаритой Довгань, то она рассказала интересную историю. Она приехала в госпиталь, чтобы поздравить с Рождеством ребят из АТО, то один из них признался, что выжить в плену боевиков в Донецкой ему помогла поэзия Стуса. Наших бойцов держали в каком-то доме, там он нашел сборник Стуса и начал читать. По словам воина, эти стихи вдохновили его выжить в плену. Это нас тоже поразило.

Сергей: Есть ли смысл бороться человеку, и при этом не сломаться, когда тебя убивают? Стус доказывает, что есть смысл в самой борьбе - если ты не победишь, то твой опыт будет примером для потомков. Поэтому в фильме определенной степени мы сравниваем эту борьбу Стуса с борьбой, что происходит на Донбассе. Такие личности как Стус вдохновляют.

Добавлю, что среди консультантов сценарию мы сотрудничали с аспирантом Кембриджского университета, который делает диссертацию на тему Стуса - Богданом Токарским, и профессором, ведущим научным сотрудником Отдела украинской литературы ХХ века Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины - Людмилой Тарнашинская.

А не перекликается фильм "Птица души" с кинолентой "Красный", где тоже герой борется против системы?

Сергей: Только в том смысле, что оба фильма - это патриотическое кино. В "Красном" тоже идет речь о борьбе, но масштаб и жанр совсем другой.

Артемий: "Красный" - это исторический боевик, а "Птица души" - это более психологическая драма. Фигура Стуса интересна тем, что он еще был поэтом, творческим человеком.

-С вами советовались по актера на главную роль?

Сергей: Сначала был утвержден другой актер. Мы высказали свои сомнения относительно него, а затем уже утвердили Дмитрия Ярошенко. Вообще было около 50 кандидатов на эту роль.

Артемий: В Ярошенко есть хороший потенциал сыграть роль прилично: есть внутренние и внешние составляющие. Мы верим в то, что это будет качественная актерская работа.

Актер Дмитрий Ярошенко

-Первый съемочный день на Крещатике вызвал некоторые спорные моменты среди творческого сообщества и не только.

Артемий. Так, некоторые писали, что не продавали в то время открыто на улицах апельсины и лимоны, мол, зачем вы такое снимаете. Мы акцентируем, что во-первых - это художественный фильм. Во-вторых - у Стуса стихотворение, где есть строки: "О, он горел, как поросенок, жареное принуждением, -налетив на людей, культурно себе стояли в очереди за цитринами". Возможно, тогда их и не продавали открыто, а где-то в магазине. Но режиссеру нужно визуализировать эти строки, а продюсерам уложиться в бюджет фильма. Кстати, сейчас, не каждый человек знает что такое лимона, у нас так не говорят в быту. Мы понимаем, что в любом случае будут возмущены критики, зрители.

Сергей: Меня спрашивали в Фейсбуке, будет русский язык в фильме. Да, будет 10%. И начался шум, мол, что это за "языковая шизофрения". Я хочу спросить, как вы представляете себе показать проблему, когда люди отказываются говорить на украинском, не используя русский язык ?! Это нонсенс. Есть момент, где Стус пишет письмо Малышко о том, что на Донбассе убивают украинский язык, в Донецке нет ни одной украинской школы.

- В "Киборг" тоже звучит русский язык, но это не снижает ценность фильма.

Артемий: Ахтем Сеитаблаев (режиссер "Киборг" - ред) говорил, что в аэропорту действительно было много русскоязычных украинских патриотов. Мы говорим о временах, когда жил Стус. И тогда украинский язык подвергался серьезным пыток. В Пермской тюрьме следователи будут разговаривать на украинском языке, или как ?!

Вы говорили, что чуть раньше ваш сценарий к фильму "Позывной Бандерас" победил на питчинг. Насколько мне известно, фильм уже снят и премьера запланирована на этот год. Когда именно?

-Сергей: Да, премьера запланирована на 11 октября.

-В фильме идет речь о современной реальность - события на Донбассе, но тоже историческое. Чем вас заинтересовала эта тема?

-Сергей: - С начала АТО мы искали материал, чтобы написать интересный захватывающий сценарий. Познакомились с бойцами, волонтерами. Впоследствии вышли на интересного парня, Сергея с позывным Индеец, который был барменом в Киеве, а затем поехал добровольцем в АТО. Он предоставил свои дневники - о жизни на фронте, фото, видео. Сам он чудом выжил в аварии, когда грузовик въехал в автобус с военными. Также он участвовал в боях за освобождение Славянска. И мы начали пробовать писать сценарий. Это детектив с элементами триллера. Группа разведчиков приезжает в поисках русского диверсанта.

Артемий: Начинается с того, что российский диверсант "Ходок", работает под видом украинского военного. Наш герой Антон Саенко с позывным Бандерас (производное от фамилии актера Антонио Бандерас) должен предотвратить диверсии. Коллизия в том, что Бандерас родом из этого села, он ненавидит его, и если бы не война он сюда бы ни за что не вернулся. То есть еще внутренний конфликт в героя. Мы всегда думаем о том, что интересно зрителю, поэтому решили сделать такую ​​военную детективную историю.

-На питчинг было заявлено, что главную роль должен был сыграть Анатолий Пашинин, но режиссер Заза Буадзе выбрал Олега Шульга. Вы уже видели какие-то материалы фильма? Довольны актерской работой?

Артемий: Мы же не знаем, как бы сыграл Пашинин. И влиять на выбор актеров не можем, это решение режиссера.

Сергей: Кстати, в Пашинин есть моменты схожи с жизнью главного героя: он сам из Запорожья, рядом с Донбассом, вернулся из России и сейчас воюет добровольцем на фронте. Его очень заинтересовал сценарий, но режиссер увидел другого актера в этой роли.

ФОТО 05

-Последние два фильма - фактически о герое современности в различных обстоятельствах. Насколько спрос на такого героя востребован среди украинского зрителя? Ведь до войны была совсем другая тематика и кинорынок был в основном заполнен российской продукцией.

-Артемий: Да, было много "фильмов-однодневок" российского производства. А мы были фактически придатком роскомпаний. До войны все ориентировались на Россию, пробиться украинском кинопродукта было не легко.

Сергей: Когда мы писали сценарий к "Позывной Бандерас", то мы пытались предложить его ТВ-каналам, но никто не хотел рисковать, мол, должно пройти время, нужно переосмыслить эту войну. После выхода "Киборг" ситуация изменилась. И сейчас эта тема - патриотического кино стала главной, начали выделять финансирование.

Мы стараемся делать сценарии к фильмам, которые будут вдохновлять зрителя.

Артемий: Например, Стус пронес свой крест, как и Иисус, который шел на Голгофу, а не продался ни за что. Стус знал, что его будут шпынять, запугивать, но он не обратил со своего пути, доказав, что убить физически его можно, но не сломать морально.

-Украинское кино, пока, в чем нуждается в первую очередь, чтобы достойно представить себя на международных кинофестивалях?

Артемий: Чем больше будет снято фильмов на любой вкус - тем лучше. Для того, чтобы у нас появились фильмы, которые конкурировали с европейскими и американскими, необходимо, чтобы наши актеры должны практику съемок. У нас много талантовитих актеров, но не все имеют богатый опыт киносъемки, работы над ролью в фильме. Это связано с тем, что долгое время на нашем кинорынке был определенный период застоя.

Конечно, нужно достойное финансирование, чтобы оно не прекратилось. Например, в России никогда вообще не стоял вопрос - вкладывать деньги в кино. И поэтому у них, в отличие от нас, всегда есть свои герои. Если бы еще с 1990-годов начали через кино рассказывать жителям Донбасса, Крыма - об отношениях с РФ, таких украинский как Стус, может быть не было бы, такой ситуации в 2014 году.

Сергей: Не требуется надеяться только на государство. Необходимо создавать кинокомпании, будут производить фильмы и для внутреннего рынка. У нас много есть фигур, о которых можно снимать кино, потому что Украине нужны герои-артефакты.

-Вы раньше сотрудничали с российскими кинокомпаниями. Сейчас предложения получаете?

Артемий: С 2014 года мы с РФ не работаем. Возможно, когда ситуация изменится, там будет другая власть, Крым вернется, тогда посмотрим. Многие из российской киноиндустриии считает, что они якобы причастны к событиям на Донбассе - мол, это только политики, но мы с вами делаем кино и имеем хорошие отношения.

Сергей: Очень сложно морально работать с русскими после агрессии. Вообще, нам и в Украине хватает работы и с удовольствием работаем над новыми идеями.

Ирина Голиздра, "ОстроВ"


Вы раньше называли себя "мыловар"?
Почему?
Это была ваша первая совместная работа?
Почему именно фигура Стуса заинтересовала?
И у нас возник вопрос - о каких событиях жизни Стуса надо делать фильм?
Вы видите какие-то события, акции приурочены к этому?
В основе фильма, то есть, сценария, - реальные события, а конфликт вымышленный - что именно?
Что именно вас поразило?
А не перекликается фильм "Птица души" с кинолентой "Красный", где тоже герой борется против системы?
С вами советовались по актера на главную роль?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru