Поиск по сайту
Новости
Легитимность голосования контролировала армия наблюдателей
Эти выборы для Приморья были значимыми не только тем, что регион, наконец, определился и выбрал главу. Поучаствовать в них решило рекордное число жителей, начиная с 2014 года - с момента возврата выборов

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ: СЧЁТ ИДЁТ НА ЧАСЫ
Всего больше суток осталось до события, от которого одни ждут откровения, а другие на его результаты особо не надеются. 18 сентября мы будет определять новый состав Государственной Думы 7 созыва. У сотрудников

Протокол об итогах голосования
Общие требования к форме протокола об итогах голосования определены статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

Помещение для голосования
Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Голосование в Смоленске показало реальный рейтинг партии власти
В городе Смоленске прошли "идеальные  выборы", которые можно сравнить с лабораторным экспериментом. Ничего подобного в нашем городе еще не происходило, а значит, пример Смоленска вполне заслуживает

Накрутка голосований бесплатно или заказать?


Роналду vs Месси: кто лучше в этом году?


Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества
Статья 37. Порядок проведения общего собрания участников общества 1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними

Что такое народное всеобщее голосование?
В отличие от выборов, на которых формируются органы представительной демократии (избирается глава государства, депутаты законодательных органов власти) народное всеобщее голосование это прямое, непосредственное

Статья 37 Закон об ООО. Порядок проведения общего собрания участников общества
1. Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, уставом общества и его внутренними документами. В части, не урегулированной настоящим Федеральным

Степан Бандера: эпизоды революционной борьбы

Степан Бандера: эпизоды революционной борьбы 80 лет назад Степан Бандера был назначен краевым проводником ОУН и краевым комендантом УВО на западноукраинских землях. Это стало закономерным результатом всей предыдущей деятельности этой в то время молодой (1909 года рождения), но чрезвычайно энергичной, деловой и харизматической личности, чья преданность украинскому делу не вызывала сомнений ни у друзей, ни у врагов. Активный участник «Пласта» (и его детских и юношеских, и взрослых формаций), деятель студенческого движения, член подпольной ОУН ... Он произвел своим качествам большое впечатление на лидера ОУН и УВО полковника Евгения Коновальца, поэтому в 1932 году Бандера становится заместителем краевого проводника в декабре того же года - исполняющим обязанности проводника, а в середине 1933 года - самым краевым проводником, фактически - вторым человеком во всей организации.

Сегодня, когда на украинских националистов и лично на Степана Бандеру снова пытаются, как говорится, «навесить всех собак» и показать борцов за свободу Украины бездумными разбойника и стаями бандитов, стоит вспомнить те обстоятельства, в которых формировались личности этих националистов, и ранние этапы борьбы Бандеры и его генерации за свободу своей страны.

На почве вырос украинский радикальный национализм?

Галичина в то время с отсталой австрийской провинции с этническим доминированием поляков с территории, основную массу населения которой польские шовинисты пренебрежительно называли нацией «попов и холопов», уже превратилась в украинский Пьемонт, очаг национального духа, где происходили активные процессы национального самосознания. Значительную роль в подготовке таких процессов в течение XIX века сыграла национальная религиозная интеллигенция. Хотя в ее среде было немало представителей так называемого москвофильства, идеологии ориентации на Российскую империю, однако было значительно больше народников - идейных предтеч украинского национализма, которые считали украинский отдельным целостным народом, а не ответвлением русского этноса, как думали их оппоненты из москвофильского лагеря.

Галицкий поэт Василий Пачовський даже написал стихотворение «Сфинкс Европы», ставший для народников программным:

И мой дух, хоть вами проклятый,
Вечно бодрый, все упорный,
НЕ полягне и не умрет,
Вплоть Россию розидре:
Так на двое, так на двоих,
Москва то есть, а мы - то есть.

Народники получили историческую победу над москвофилами на территории Галичины, после чего москвофильство было там абсолютно маргинальная течение. Именно к народовского направления галицкой религиозной интеллигенции принадлежал отец Степана батюшка Андрей Бандера. Когда появилась Западно-Украинская Народная Республика, он вызвался добровольно к Украинской галицкой армии, где стал капелланом.

Чтобы понять, в каком духовной среде воспитывался и формировался будущий проводник украинских националистов, стоит прочитать строки летописца ОУН-УПА Петра Мирчука:

«Тогда-то, десятилетним мальчиком, Степан Бандера впервые увидел увлекательную величие возрождения нации. Он видел, с каким праздничным подъемом духа, с каким вниманием и благоговением возносили украинские крестьяне вверх сине-желтый флаг, символ восстановленной на западноукраинских землях 1 ноября 1918 украинского государства, с какой решительностью присягали они быть верными и хорошими гражданами украинского государства и защищать ее своей грудью перед всяким врагом. Видел, как охотно становились украинские крестьяне в ряды украинской армии и отходили на фронт, как мужественно принимали разлуку, может, и навсегда, со своими мужами украинские женщины, с гордостью объясняя своим детям, что их отец идет воевать за Украину. Эта трогательная и величественная картина возрождения страны, восстановления украинской государственности врезалась глубоко в молодую душу Степана Бандеры, как и многих других его современников, и вытеснила свою печать на его духовности ».

А потом были долгие годы тяжелого для Украинской господства победного польского шовинизма. Именно в Галичине в 1920 году бывшие (но сами они не считали себя бывшими) старшины армии УНР и Украинской галицкой армии создали Украинскую военную организацию - УВО, предшественницу ОУН. Ими руководили боль поражения и неудержимое стремление любой ценой завоевать государственную независимость для своего народа.

Одной из главных причин поражения национально-освободительной борьбы 1918-1921 годов они считали неспособность Центральной Рады и правительства УНР к эффективной работе в условиях острого противостояния со стороны внешних и внутренних врагов. Бесконечные распри и интриги депутатов Центральной Рады, демагогическая болтовня, безответственность и т.д. убедили военных в том, что только организация, построенная на активном жертвенном патриотизме ( «Получишь Украинское Государство или погибнешь в борьбе за него») и на железной армейской дисциплине, способна вернуть Украинский утраченную государство. Эти принципы становятся идейно-нравственной основой ОУН, возникшая 1929 года.

Партизанская борьба против оккупантов и ее огласка

Под руководством Бандеры ОУН в Галиции активизирует традиционные уже пропагандистские кампании и начинает серию карательных акций против представителей польской оккупационной власти. В частности, в 1934 году боевик ОУН Григорий Мацейко в Варшаве убил польского министра внутренних дел, генерала Бронислава Перацкого, ответственного за государственный террор против Украинской во время так называемой «зачистки». После этого против Бандеры и его соратников состоялся судебный процесс, оказал огромное влияние на сознание как украинского, так и польского общества. В частности, польское издание Wiadomości Literackie 15 декабря 1935 опубликовало статью Ксаверия Прушинского, где говорилось:

«Те люди убили, желая служить делу своего народа. Мы не думаем, что таким способом они ей хорошо служили. Успешно служат они ей только теперь: три четверти польской прессы, в течение семнадцати лет не хотели знать слова «украинский», в течение этих трех недель научились этого слова и уже его не забудут. А люди, которые не писали иначе, как о «гайдамаков», сегодня стесняются того глупого баналу ... 17 лет талдычили нам, что распространению, даже с помощью насилия, на окраинах польского языка равнозначно с Распространение польскости, прищиплюванням любви в Польшу. А вот здесь эти люди, хотя знают польский язык, не хотят говорить по-польски ... Учили нас, что целый и «Украина» является искусственным творением, которое исчезнет с последними следами австрийского государства, произведением которой она была. А между тем - это и «Украина» своей ненавистью к нам бухает сегодня сильнее, чем в прежние, беспокойных времен ... Надо, чтобы все в Польше застановилися над загадкой тех контрастов. Звидомлення из процесса печатают все дневники в Польше. Надо, чтобы мы длинной очередью прошли несмотря на скамью обвиняемых, чтобы заглянули глубоко в глаза этих ребят. Это должно было быть что-то важное, когда уклад взаимоотношений двух соседних народов и роль государства сумели уничтожить у этих людей увлечение молодости и жизнью и вместо того возродить мнение о вбивания и самопожертвование ... это не мальчики, не было денег на кино и на водку. Это парень, в душе которого укоренилась ежегодно припоминаний ненависть ноябрьских дней, гордая пренебрежение к польской «превосходства» и до оспаривания ему даже права на национальное имя ».

А орган польских народников Prosto z mostu напечатал статью «Дело важнейшая из важных», в которой отмечалось:

«Мы, польские народники, имеем обязанность громче говорить о том, что существует украинский народ, что он живет и борется за свое право на жизнь. Именно мы должны понимать и ценить героическое усилие украинского народа, который на протяжении сотен лет не имеет своей государственности, его русифицируют, полонизують, раздирают, а он всегда продолжается. Пусть украинских националистов будет только горстка, однако напряжение жертвенности, посвящения и героизма той горстки такое имеется большое, что его хватает не только на то, чтобы воскресить, а также создать нацию ».

На этом процессе Степан Бандера был приговорен к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением. Во время немецко-польской войны В 1939 году он вышел из польской тюрьмы и возглавил революционное крыло ОУН. Но это уже была другая эпоха, и действовал в ней уже другой Бандера - тот, что уже стоял на краю смерти и прошел испытания тюрьмой.

Мазепинцы, петлюровцы, бандеровцы ...

Как известно, идейно-политические оппоненты освободительной борьбы украинского склонны отождествлять эту борьбу за государственную независимость с наиболее яркими и символическими фигурами национального сопротивления. Поэтому в течение почти двух веков сторонников самостоятельности Украины называли мазепинцами, в начале XX века - петлюровцами и с половины прошлого века и до наших дней - бандеровцами.

В современном украинском обществе писать о Бандере трудно, потому что сложились два дискурса, существующие независимо друг от друга. Первый присущ патриотическому украинскому среде, где Степан Бандера - легендарный рыцарь нации без страха и упрека, второй распространен в тех кругах, где к государственной независимости Украины относятся весьма сдержанно, по крайней мере - не воспринимают ее как высшую ценность.

Можно сразу же отметить, что последовательные сторонники независимости Украины воспринимают Степана Бандеру однозначно положительно. Противники свое отношение к самостоятельности переносят также на личность лидера революционной ОУН.

Однако в Украине уже возникает, хотя и не очень быстро, тенденция формирования научно-объективного дискурса по Степана Бандеры и того общественно-политического движения, той идеологии и политической практики, символом которых он стал. Конечно, все это происходит нелегко, ведь еще живы традиции советского агитпропа, что предпочел апеллировать не к разуму и здравому смыслу человека, а к подозрения, страха и предвзятости.

Предвзятость формировалась огромной и всеобъемлющей пропагандистской машиной, так же как и подсознательный страх перед таинственным и ужасным силой, которая называлась «бандеровцы». Об этих людях почти полвека распространялись сведения, напоминающие сериал-триллер, некие фильмы ужасов о патологических садистов-вурдалаков, которые своей жестокостью и зверствами превосходили гестаповцев и даже следователей НКВД. Нет числа страшилки, которые устали производил агитпроп (и, кстати, производит и сейчас, однако уже с меньшим успехом, поскольку утрачена возможность террора против инакомыслящих и тех, кто сомневается в правдивости пропагандистской продукции), где на фоне «ужасных бандеровцев» их враги из состава НКВД-МГБ-КГБ автоматически рассматривались как «светочи гуманизма и человеколюбия».

Но, несмотря на все это, в истории украинского народа фигура Степана Бандеры в политическом смысле до сих пор остается живой и вызывает множество дискуссий, прекратятся только тогда, когда в Украине будет достигнуто окончательного консенсуса по ее государственной независимости. По крайней мере, и сегодня Степан Бандера является ярким символом украинской государственной самостоятельности в ее наиболее бескомпромиссной форме.

Автор: Игорь Лосев - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии НаУКМА

источник: радио Свобода

На почве вырос украинский радикальный национализм?

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru