Поиск по сайту
Новости

Главная Новости

Каким должно быть учреждение предоставляющее услуги по бухгалтерскому обслуживанию?

Опубликовано: 28.10.2018

Вопрос:

Администрацией муниципального района создано Автономное учреждение с целью исполнения административных процедур для ведения бухгалтерского учета в образовательных учреждениях. С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием  правового положения государственных (муниципальных) учреждений» возник вопрос о соответствии организационно-правовой формы данного учреждения и цели его создания.

Каким по типу должно быть учреждение (для наиболее эффективной работы), предоставляющее услугу по бухгалтерскому обслуживанию: бюджетным или автономным?

И как будет проходить процедура изменения статуса, если она необходима?

 

 

Ответ:

 

Действительно, согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (то есть образовательное учреждение) вправе на основании соглашения передать полномочие по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Одновременно с этим, Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ

(ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» предусматривает возможность руководителя любой организации в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, а также специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

 

Однако определение понятию «централизованная бухгалтерия» Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» не содержит; порядок ее создания также отсутствует на сегодняшний день. На неурегулированность данного вопроса Федеральное казначейство обратило внимание еще в письме от 8 июня 2005 года № 42-5.2-10/148.

Кроме того, статья 321.1. «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 которой было предусмотрено, что в бюджетных учреждениях (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями настоящей главы, утрачивает силу с 1 января 2011 года на основании

статьи 16 Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

 

Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.04.2010 № 241 (ред. от 21.09.2010) «Об утверждении областной целевой программы «Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010 — 2014 годы)» были утверждены Направления совершенствования организации бюджетного учета в Нижегородской области (пункт 1 постановления).

Согласно разделу 3 вышеуказанных Направлений руководителям учреждений (думаем, что и образовательных) предлагается осуществить выбор ведения бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом.

 

Кроме того, в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждениям предоставлено право создавать иные некоммерческие организации (например, некоммерческое партнерство, ассоциацию некоммерческих организаций), основным видом деятельности которых может быть предоставление услуг по бухгалтерскому учету его членам. Таким образом, отношения по ведению бухгалтерскому учету будут строится не столько на основании договора (контракта), а на основании членства – члены некоммерческой организации будут оплачивать членские взносы и получать за это ведение бухгалтерского учета.

 

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон), которыми с 1 января 2011 года устанавливается особое правовое положение некоммерческих организаций, созданных в форме государственных (муниципальных)  учреждении.

Согласно пункту 1 статьи 9.2. Федерального закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация , созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах .

Наряду с этим, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «Об автономных учреждениях» установлено, что автономным учреждением признается некоммерческая организаци я, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

 

Наряду с этим, согласно статьи 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации  учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

 

Согласно пункту 3. статьи 19 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «Об автономных учреждениях» автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

3.1. Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, на основании соглашений, заключенных учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

3.4. Проведение кассовых выплат за счет средств автономных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям.

 

Таким образом, полагаем, что муниципальные учреждения, осуществляющие  полномочия по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, могут  быть созданы как по типу бюджетного учреждения, так и  по типу автономного учреждения.

 

Одновременно с этим, в соответствии с пунктом 3 статьи 9.2. Федерального закона бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями … деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видамдеятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «Об автономных учреждениях» предусмотрено, что автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием … деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, для реализации Автономным учреждением (либо в случае изменения его типа – бюджетным) полномочий по исполнения административных процедур для ведения бухгалтерского учета в образовательных учреждениях  необходимо рассмотреть вопрос о включении таких услуг (работ) в муниципальное задание в отношении этого муниципального учреждения на очередной финансовый год и плановый период и о заключении с ним соответствующего (-их) соглашения (-ий) (См. Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»).

 

Вывод: В виду противоречивости правового регулирования централизованных бухгалтерий целесообразно рассмотреть вопрос ведения бухгалтерского учета образовательных учреждений района с 1 января 2011 года не только Автономным учреждением, но и в иных формах (привлечение по госконтракту специализированной организации, введение в штат бухгалтеров, ведение бухгалтерского учета автономным или бюджетным учреждением, основным видом деятельности которого является оказание услуг по бухгалтерскому учету, и для которого установлено государственное задание, и, наконец, создание учреждениями новой некоммерческой организации).

 

От автора: обращаю внимание на то, что в ответе были приведены цитаты положений федеральных законов в редакциях, вступающих в силу с 1 января 2011 года.

 

 

 

Партнер                                                                                         М.С. Крысова

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru

rss