Поиск по сайту
Новости

Главная Новости

С новой ценой на газ и без транша

Опубликовано: 21.10.2018

видео С новой ценой на газ и без транша

Морская в0йнa с Россией: у Украины появился новый союзник

Переговоры властей Украины с миссией Международного валютного фонда, две недели проходившие в Киеве, не принесли ожидаемого результата. Меморандум о сотрудничестве по новой программе финансирования не подписан.



А ведь казалось, что «счастье так близко, так возможно». СМИ сообщали, что речь идет уже не о последнем транше по ныне действующей программе, рассчитанной до апреля 2019 года, а успешно продвигаются переговоры по новой программе финансирования МВФ, которая будет рассчитана на 1,5 года, а объем кредитных средств по ней составит $4–5 млрд. Таким образом, Украина перестрахуется от финансовых проблем до завершения парламентских выборов и формирования после них нового правительства.


Новая расплата Украины за кредиты МВФ

Не углубляясь подробно в историю вопроса, напомню, что практически все транши МВФ давал с «большим скрипом» и задержками от первоначального графика, их выделение всегда сопровождалось выдвижением новых требований, становившихся предметом длительного торга. В итоге из предполагавшихся изначально около $17 млрд в рамках реализуемой с 2015 года 4-летней программы расширенного финансирования Киев к настоящему времени получил лишь четыре транша общим объемом $8,7 млрд. Выделение очередного транша первоначально ожидалось еще в мае-июне 2017 года, но Украина не выполнила ряд условий программы.


Украину ждет дефолт, если цены на газ снова поднимутся | 4 августа | День | СОБЫТИЯ ДНЯ | ФАН-ТВ

Главным камнем преткновения стало требование МВФ о повышении цены на газ для населения. Наверно, в другой ситуации, как это неоднократно бывало и раньше, власть бы постаралась «потерпеть» еще полгода без транша, ведь если на «главное условие» не пошли ранее, летом прошлого года, когда до выборов было еще относительно далеко, то сейчас, непосредственно в ходе избирательной кампании, идти на это действующей власти, что называется, «смерти подобно».

Но, нужно понимать, состояние украинской экономики на пятом году после «революции достоинства» (см. подробнее здесь ) не оставило власти пространства для маневра. Проще говоря, последствия неполучения МВФских денежек (включая «электоральные») были бы куда тяжелее, чем от повышения цен на газ. Это вынужден был признать «открытым текстом» и премьер Гройсман: «Зачем сотрудничать с МВФ сейчас? Невыплата долгов угрожает Украине дефолтом. А это остановка производства, девальвация гривны, инфляция».

Насколько тяжела ситуация, свидетельствует то, что Украина провела частное размещение ценных бумаг с погашением в 2019 году на сумму $725 млн с доходностью порядка 9,1–9,15% годовых. А ведь проценты в районе 10% годовых по меркам международного финансового рынка считаются «людоедскими». Но украинскому правительству пришлось соглашаться на них (дешевле не давали, поскольку считают риски чрезвычайно высокими), да еще с возвратом уже в будущем году. В общем, работа в режиме «день простоять и ночь продержаться».

В такой ситуации транш МВФ действительно выглядел спасением, поскольку, помимо прочего, сохранял возможность новых заимствований. Так, Всемирный банк пообещал Украине гарантию на $650 млн (не деньги, а гарантию их возврата другим кредиторам), но при условии реформ и транша от МВФ. Кроме того, по словам экспертов: «До конца года стране предстоит выплатить еще порядка $1,75 млрд иностранным кредиторам. Если долговые обязательства выполнять без ресурсной подпитки извне, объем резервов упадет ниже критической отметки – трех месяцев будущего импорта. А значит, Украина не сможет разместить евробонды».

И вот когда, казалось бы, все жертвы (за счет кошельков граждан, естественно) принесены, последовал, не побоюсь такого сравнения, удар ниже пояса: МВФ отказался выделять деньги до принятия Радой госбюджета на 2019 год. А это условие, которое «оперативно» выполнить невозможно по определению. Процесс принятия бюджета всегда носит достаточно длительный и «деликатный» характер, который на Украине принято завершать «под елочку».

Необходимо «привести к общему знаменателю» многочисленные интересы групп влияния и депутатов-мажоритарщиков, аппетиты которых и «расценки» за лояльность к власти в период избирательной кампании особенно велики. МВФ же, очевидно, требует крайне жесткого бюджета, построенного на принципах предельной экономии. Такая вот задача по «квадратуре круга», поставленная перед киевским режимом.

О предвыборных «коврижках» для электората в такой ситуации и говорить не приходится. Наоборот, придется урезать социальные статьи бюджета, расходы на образование, здравоохранение и т.п., что граждане почувствуют уже с первых недель наступившего года. А вот сам транш, если его все-таки дадут, до 31 марта почувствовать удастся навряд ли. В конце декабря на Западе, как известно, рождественские каникулы, всегда знаменуемые резким спадом деловой и политической активности. После них МВФским бюрократам нужно время, дабы «войти в рабочий ритм», согласовать дату приезда очередной миссии в Киев, которая скрупулёзно и не торопясь изучит принятый бюджет, сделает свое заключение, передаст на рассмотрение совета директоров фонда, которым тоже нужно время, чтобы изучить уже заключение своих экспертов…

Главный же вопрос – будут ли стараться в МВФ «торопиться»? Ведь «кто хочет, ищет возможности, кто нет – ищет причины». Очень похоже, что МВФ занят именно последним, что «бюджетное условие» специально держали до последнего, когда быстро его выполнить невозможно, обнадеживая Киев и заставляя выполнять другие непопулярные требования. А кому непонятно, что хотя формально МВФ должен руководствоваться экономическими соображениями, в первую очередь это политический инструмент.

И когда политические соображения поддержки того или иного режима выходят на первый план, то на определенные нарушения им «финансовой дисциплины» и отступления от принципов чистого либерализма закрывают глаза, особенно если эти нарушения необходимы для недопущения социального взрыва. Собственно, так было и в эпопеях со всеми предыдущими вспомоществованиями от западных партнеров, которые получал Киев.

Сейчас же все наоборот, и из этого следует простой вывод: нынешнюю власть удерживать на плаву Запад не собирается и, более того, способствует её замене, естественно, на что-то более удобоваримое для себя. Ранее, несмотря на все свое недовольство, Запад вынужден был поддерживать Порошенко, исходя из того, что, скажем так, «вневыборная» смена власти в любой форме способна полностью обвалить постмайданный режим и дискредитировать его (как и саму «Революцию достоинства) в глазах мировой общественности. А вот выборы – легитимная, демократическая процедура, проигрыш на которых действующей власти – банальная история. Если же поставлена задача смены власти, то чем хуже с экономической точки зрения, тем лучше.

Правда, нельзя сегодня однозначно сказать, насколько такая позиция Запада является консолидированной. Ведь хотя МВФ считается вотчиной Вашингтона (где и находится его штаб-квартира), формально США владеют лишь 17,08% голосов в нем. Такие союзники США, как Германия и Франция, вместе с «несоюзниками» (а Китай, Россия и др. также обладают своей долей) вполне могут заблокировать выделение траншей, ссылаясь, естественно, на невыполнение Киевом всех условий фонда, хотя истинные причины лежат в политической плоскости. И это очень плохая «новость» для Банковой. Ну а проблемы «туземцев», которые на своей, пардон, шкуре, будут ощущать последствия этих игрищ, «шерифов» никогда не интересовали.

 

Дмитрий Славский,

специально для alternatio.org

© 2011-2015, Сайт болельщиков футбольного клуба « ПСЖ »
При использовании материалов сайта, обязательна гиперссылка на fc-psg.ru

rss